Ювенальная юстиция - это система охраны прав несовершеннолетних. При этом надо отметить принципиальные отличия между системой защиты прав несовершеннолетних, которую предлагают нам по образцу западных стран, и той системы, которая у нас существует. Я подчеркиваю, что у нас уже давным-давно существует своя, отечественная система защиты прав несовершеннолетних, которая, между прочим, признана одной из самых лучших в мире. Возможно, её можно еще улучшить, как-то дорабатывать, но при этом необходимо сохранить основные принципы, на которых зиждется наша отечественная система. Наша система охраны прав несовершеннолетних основывается на защите семьи, это вообще конституционный принцип. Конституция РФ стоит на защите интересов семьи. Наша система охраны прав несовершеннолетних нацелена до последнего сохранять семью, и только в самом крайнем случае, когда уже все средства воздействия на семью исчерпаны, только тогда детей изымают из семьи.
Напротив, западная система ювенальной юстиции исходит совсем из других принципов. Хотя на словах ювенальщики тоже ратуют за сохранение семьи, однако в рамках этой системы возможно изъятие детей на тех основаниях, которые для нас ещё недавно были, и до сих пор во многих регионах являются, недопустимыми. Например, когда у семьи стесненные жилищные условия. Никогда раньше никаким органам опеки не приходило в голову говорить, что детей могут изъять из семьи из-за того, что у семьи недостаточно хорошая квартира. Наоборот, государство, по Конституции, обязано предоставлять людям условия для жизни, улучшать их условия жизни. Это социальные обязательства государства.
Кроме того, в ювенальной юстиции очень расширительно толкуются понятия насилия. Во многих странах Европейского Союза уже приняты законы, запрещающие любое телесное наказание, к которым относят, в том числе и шлепок ребенку и постановку его в угол. Дальше идет запрет наказаний, которые могут называться психическим насилием, хотя никаких насилием в нормальном понимании слова там и не пахнет . Реально такая ювенальная юстиция лишает родителей всякой возможности прибегать к наказанию ребенка в тех случаях, когда он не желает слушать аргументов и убеждений. Если у нас будут приняты позиции ювенальной юстиции, то тогда может быть изменено законодательство, и дети станут ещё более неуправляемыми, непослушными и неуважительными по отношению к взрослым.
Ювенальная юстиция провозглашает принцип приоритетности прав ребенка над правами родителей и даже побуждает ребенка при любом случае, когда он считает, что его права ущемлены, жаловаться на родителей, учителей, на всех взрослых. Специально назначенные люди, омбудсмены, уполномоченные по правам детей, приходят на помощь этим «ущемленным» с их точки зрения детям и защищают их от родных или педагогов. В этой системе права детей трактуются очень широко и либерально. В западной версии ювенальной юстиции родители реально не могут детей ни в чем ограничивать, и если ребенок чего-то делать не хочет, то он имеет право этого не делать. Есть случаи, когда родители не могут ограничивать ребенка даже в просмотре телевизора, в компьютерных играх, не могут влиять на круг общения ребенка. А в обстановке соблазнов и поощрения растления в СМИ многие дети могут подпасть под дурное влияние. Сам принцип ювенальной юстиции, когда детям рассказывают о том, на что они имеют право, и побуждают их жаловаться на взрослых, на родителей, когда вводят простейшие номера телефонов, по которым может позвонить даже маленький ребенок, когда вводят в школах ящички для детских доносов, грубо попирает пятую заповедь «Чти отца своего и матерь свою». Детей не учат послушанию родителям, а, наоборот, настраивают на отстаивание своих прав и на доносительство. Наша отечественная система защиты прав несовершеннолетних не настраивает детей на это, и даже поступок Павлика Морозова, несмотря на пропаганду в советское время, обществом дружно осуждался. Доносительство в нашей системе ценностей считается очень постыдным свойством и даже пороком.
Ювенальная юстиция - это бомба замедленного действия, которая приведет к развалу семьи, к моральному разложению подрастающего поколения, превращая их в предателей, доносителей, в морально развращенных людей, которые, став взрослыми, испортят моральный климат страны и ускорят нравственное разложение нашего народа. Но у ювенальной юстиции есть не только отсроченные последствия. Потому что подростки, почувствовавшие полную безнаказанность и настроенные бунтовать и отстаивать свои широко понимаемые права, настроенные против взрослых, которые пытаются их дисциплинировать, - это потенциальные бунтари. То, что мы сейчас видим на примере Ижевского детского дома, - это яркая картинка нашего ближайшего ювенального будущего. Там по вине уже совсем взрослого, почти 18-летнего парня чуть не отправились на тот свет 11 детей от 10 до 14 лет. Он их заставил устроить бунт, как устраивают бунты в тюрьмах, потому что до того как он принудил их вскрыть себе вены, они крушили мебель, били стекла и требовали отставки директора. Они, таким образом, выражали свой протест. Это само по себе уже вполне ювенально. Власти сперва отреагировали на инцидент нормально, как и полагается в подобных случаях. На парня было заведено уголовное дело. А вот приехавший туда для разбирательства уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, недавно заявивший на всю страну, что он запрещает родителям шлепать детей и ставить их в угол, сразу занял ювенальную позицию: начал обвинять в инциденте руководство детского дома. Сейчас идет разбирательство, и я не удивлюсь, если всячески будут пытаться вывести из-под ответственности зачинщика, а руководитель детского дома - тоже, кстати, достаточно молодой, но уже совершеннолетний человек, который спас детский дом от закрытия и о котором и воспитанники, и начальство отзываются очень хорошо, окажется "крайним".
Хочу сказать и о том, что воспитание "трудных детей", которое и всегда-то было делом нелегким, при ювенальной юстиции окажется совершенно невозможным и даже весьма опасным. Уже сейчас приняты такие ювенальные нормы, которые не позволяют педагогам и воспитателям влиять на трудных подростков. К ним, конечно, нужно иметь подход, но часто нужно обращаться с ними достаточно строго, а в ювенальной обстановке при любых строгостях подростки тут же начинают жаловаться на жестокое обращение. Виноваты оказываются учителя и воспитатели, т.е. подростки спекулируют либеральным пониманием своих прав и не брезгуют даже откровенной клеветой. За год до этого происшествия в Ижевске был такой случай, что 17-летний подросток, не знаю тот или другой, пришел в детдом пьяный, начал дебоширить. Воспитатели боялись, что он разбудит других детей, он не унимался, возникла потасовка. В результате их признали в нанесении побоев и оштрафовали. Подросток, как я понимаю, остался безнаказанным. В ювенальной обстановке педагоги часто бессильны, не способны справиться с пьяным, распоясавшимся подростком, потому что если они попытаются его скрутить, он, протрезвев, подаст жалобу и их осудят за "жестокое обращение".
Сейчас по центральному телеканалу идет показ сериала «Школа». Этот сериал очень ювенальный по духу, он воспроизводит ту картину, которая, если у нас окончательно воцарится ювенальная юстиция, станет повсеместной. Пока она наблюдается лишь в отдельных, особо "продвинутых" местах . После попытки массового самоубийства детей в Ижевске появились публикации, в которых говорится, что, спекулируя на своих правах и пользуясь тем, что проводники ювенальной юстиции склонны выгораживать подростков, воспитанники некоторых детских домов начинают шантажировать воспитателей. Они обкладывают взрослых данью, требуют, чтобы те отдавали им часть зарплаты, угрожая, что в противном случае они будут жаловаться на жестокое обращение. Я знаю случай, когда дети кидались хлебом в спальне, а после того, как им это запретили, они написали жалобу, обвиняя руководителя детского дома в том, что он их морил голодом. В результате на этого человека было заведено уголовное дело, и он едва не оказался за решеткой. Так что в случае введения ювенальной юстиции можно ожидать резкий всплеск подростковой преступности, террор хулиганствующих подростков против взрослых. В обстановке, когда силы, недружественные к России, стараются расшатать и дестабилизировать ситуацию в нашей стране и используют для этого самые разные средства, вводить ювенальные нормы, по которым подростки будут чувствовать полную свою безнаказанность, крайне опасно, поскольку это может быть использовано для разжигания «оранжевых революций», в том числе, и руками "отвязанных" подростков. Если виновник погрома в Ижевске уйдет от ответственности, такие же бунты могут вскоре вспыхнуть не только в детдомах, но и в школах, а потом выплеснуться на улицу. И требования отставки директора легко перерастут в требования отставки Президента и правительства. А милицию правозащитники будут обвинять в "жестоком обращении с детьми" и "превышении полномочий".
Мне очень хочется надеяться, что Межсоборное присутствие выработает здравую позицию по ювенальной юстиции и не будет защищать такую систему, которая попирает одну из основных данных Богом Заповедей о почитании отца и матери. Думаю, очень важно было бы прислушаться к рассказам жертв ювенальной юстиции. Часто это люди весьма образованные, которых никак не назовешь людьми невежественными, тем более мракобесами. Это, как правило, люди, которые имели нормальные семьи, заботились о своих детях и лишились их, потому что в нашей стране уже начали применять принципы, на которых базируется ювенальная юстиция, когда на весьма произвольных основаниях ребенка можно забрать из семьи и даже возбудить против родителей уголовное дело. Важно отнестись к этим людям с сочувствием, и не называть их свидетельства "истерией". Для православных людей это весьма странная, немилосердная реакция. Я знаю, что на Западе, когда отнимают детей, многие матери боятся кричать и плакать, чтобы их не назвали истеричками, нуждающимися в психиатрическом лечении, но у нас пока, особенно в православном сообществе, не принято так реагировать на человеческое горе.
Хочется выразить уверенность, что подавляющее большинство православных церковных людей, узнав, как на практике выглядит ювенальная юстиция, выскажутся - и уже массово высказываются! - против этой системы. Да и не может быть иначе, так как ювенальная юстиция кардинальным образом противоречит православному пониманию жизни и базовым нравственным ценностям. Это настоящая революция. Хочу подчеркнуть ещё один важный аспект. В недалеком будущем должна состояться сессия ПАСЕ, которая будет стараться повлиять на многие страны, в том числе и на Россию, с тем, чтобы эти страны легализовали у себя однополые «браки», разрешили людям нетрадиционной сексуальной ориентации усыновлять детей. Это всё увязано с правами человека и тесно связано с ювенальной юстицией западного образца, адепты которой не видят ничего плохого в том, что ребенок имеет право на сексуальную ориентацию, и считают, что родители обязаны проявлять толерантность. Если Межсоборное присутствие одобрит ювенальную юстицию, то в скором времени может встать вопрос о необходимости одобрить и однополые браки, поскольку в этом есть тесная связь и логика. Я уж не говорю о том, что представители сексуальных меньшинств в тех странах, где действует ювенальная юстиция, нередко работают в ювенальных органах на разных должностях, социальными работниками, психологами и даже судьями. На Западе есть случаи, когда детей из нормальной семьи отнимают под любым надуманным предлогом и отдают на усыновление гомосексуальным парам. Случаи эти становятся все более частыми.
Решение комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, безусловно, будет воспринято как мнение Церкви. Потому что это очень авторитетный орган. Я надеюсь, что члены комиссии не поддержат восстание детей против взрослых, против родителей, не дадут санкцию на произвол и полное бесправие семьи. Мнение Русской Православной Церкви в целом просто не может быть в поддержку ювенальной юстиции, потому что это против Божественного установления.
Ювенальная юстиция, как это ни парадоксально может показаться для наших многих людей, поскольку она идет с Запада, который мы отождествляем со свободой, устанавливает очень жесткий, тоталитарный контроль над семьей. Практически в любую семью беспрепятственно могут войти государственные ювенальные службы. Введение ювенальной юстиции фактически вернуло бы нас в те страшные времена, когда был взят курс на уничтожение семьи, а потом и государства. Но даже в те времена такого контроля над семьей всё-таки не было. Мы имели трагический опыт тоталитаризма, заплатили за это миллионами жизней. Нам нельзя так легко отказываться от свободы и частной жизни, которую мы обрели, пойдя по пути возрождения традиций и демократии.
В обстановке ювенальной юстиции будет очень легко закрыть любой монастырский приют, прикрыть военно-патриотическую работу среди подростков и детей. Ювенальная юстиция может привести и к демографической катастрофе. Недаром ювенальную юстицию продвигают те же самые круги, которые внедряют в нашей стране политику планирования семьи, направленную на снижение рождаемости. В условиях действия ювенальной юстиции многие просто будут бояться рожать детей, потому что, с одной стороны, ребенка могут легко отнять, а, с другой, ребенок может расти неуправляемым. Очень будут страдать не только неполные, но и многодетные семьи, таких случаев уже немало. Проще отнять у одной семьи пять детей, чем у пяти по одному. Меньше будет шуму и недовольных взрослых. Ну и, конечно, под прицелом "защитников детей" окажутся те родители, которые стараются сохранить детей в целомудрии, применяя какие-то ограничения, в каких-то случаях проявляя строгость. Православные семьи, безусловно, относятся к этой категории. Силами, которые не хотят возрождения России, ювенальная юстиция вполне может быть использована в качестве дубины для погрома здоровых инициатив, которые за последние 15-20 лет дали всходы. Настраивая детей на борьбу со своей семьей, на индивидуализм и сутяжничество, очень легко превратить нашу страну в пепелище. Будем надеяться на помощь Божию в работе Межсоборного присутствия, потому что ювенальная юстиция в том виде, который она набирает обороты на Западе, - это дело богопротивное. Бог не может способствовать растлению детей и разрушению семьи.
Татьяна Шишова, сопредседатель Общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности, член правления Российского детского фонда, писатель и педагог, специально для «Русской линии».