В наши дни распространена точка зрения: "Религия - дело личное, а Бог должен быть в душе". Это, однако, противоречит истории: религия никогда не была личным делом, а всегда и всюду была делом общины (а в пределе - государства), напоминает Regions.Ru.
Недавно это распространенное убеждение в резких выражениях оспорил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. "Все разговоры о том, что вера - интимная вещь, это абсолютнейшая чушь. Вера - это не интимная вещь, вера без общественного измерения, без соборного тела - не вера", - заявил он.
"Как вы расцениваете мнение, что религия - дело личное? Почему, на ваш взгляд, оно так распространено?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, полагает, что вера, то есть общение с Богом, обязательно должно реализоваться и в отношениях с другими людьми. "И пока я не смогу принять того, кто рядом, моя вера так и останется нереализованной. Евангелие нам говорит, что лжет тот человек, который говорит, что он Бога любит, но ближнего своего ненавидит. Вера, по крайней мере, вера христианская, обязательно направлена и вовне, поскольку «вера без дел мертва есть»", - сказал он.
"К сожалению, мнение, что вера - это исключительно внутреннее дело человека, действительно очень распространено. И это является следствием, как мне кажется, некоего внутреннего самообмана, с помощью которого человек пытается сохранить внутренний комфорт и отгородиться от окружающих людей и внешнего мира", - добавил священник.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, связывает веру в "Бога в душе" с тем, что люди не хотят возрастать в своих религиозных знаниях, предпочитая оставаться на уровне частных симпатий. "Вероисповедание - дело не только личное. Оно осуществляется совместно с другими. В общении с другими осуществляется и духовный рост. Христос основал Церковь, а не какое-то общество сочувствующих. И, начиная с Пятидесятницы, верующие собираются в общины, а не остаются диффузно рассеянными", - отметил он.
"Прежде чем приехать к римлянам, апостол Павел пишет им, что он стремится поделиться верою «вашей и моею». Но общественный характер веры не исключает и молитвы в одиночку, не исключает индивидуальных особенностей и неповторимости религиозных убеждений и воззрений каждого, оставаясь тем общим, что объединяет людей, что помогает каждому возрастать в вере", - добавил протоиерей.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, связывает распространенность веры в "Бога в душе" с недостаточностью нашего образования и с отсутствием в обществе полноценных сведений о христианском вероучении. "Кроме того, во многом это мнение является следствием духовного эгоизма. Оно, как правило, распространяется людьми, далекими от Церкви. В храмы они не ходят и с верующими не общаются, считая, что выбранный ими образ мысли вполне удовлетворителен, пытаясь строить свою жизнь по этой схеме", - добавил священник.
"Но схема эта - ложная. Она ограничивает духовное развитие человеческой личности и приводит к разделению людей. Только в Теле Христовом - в Церкви - человек может в полной мере реализовать дары, полученные им от Бога", - заключил он.
Председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) считает утверждение "религия - дело личное" верным, но неполным. «В какой-то мере религия - это, действительно, личное дело каждого, однако все же в большей степени это дело общественное, соборное. Во что верить, каждый выбирает сам, и в этом отношении религия - дело личное. Во всех же остальных случаях нет», - сказал он.
Священник отметил, что «интимность религии присуща не христианству, а протестантству». Он также считает, что «данное утверждение относительно религии стало настолько распространенным благодаря частичному влиянию Запада».
«Верующий человек не стесняется своей веры, поэтому никогда не скажет, что Бог у него в душе. Человек, который так говорит, немного лукавит. Он может и придерживается каких-то определенных догматов или правил, однако назвать такого человека полностью верующим нельзя», - заключил отец Платон.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает, что главный признак веры - любовь к ближнему. "Люди стыдятся, что у них нет веры. Сейчас вообще очень мало верующих людей. Поэтому человек начинает закрываться и называть веру своим интимным делом", - сказал он. "С другой стороны, существует концепция прав человека, которая вытесняет религию в область личных прав и пытается представить человека как отчужденную единицу, то есть каждый становится сам по себе, отсюда происходит разрушение семей и личности человека", - пояснил священник.
"Веры не может быть без отношения к окружающему обществу, это так в любой религии. "Возлюби ближнего своего", - гласит Библия, и это подтверждает, что вера без общества не может существовать. Именно любовь к ближнему должна быть в душе каждого", - подытожил отец Георгий.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, считает утверждение "религия - это интимное дело" прямо антихристианским. "Распространение этого мнения свидетельствует об элементарном невежестве и непонимании того, что есть Церковь Христова по учению самого Христа и Его апостолов", - сказал он.
"Но распространение этого антихристианского мнения является также следствием возрастающего эгоизма и охлаждения любви, когда в отрыве от Тела Христова - Церкви человек пытается опираться только на свой частный критерий веры, сводя, таким образом, религию к «личному делу»", - добавил отец Игорь.
Вера не может быть только личным делом, отметил директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.
"Вера касается жизни всего общества. Как бы мы ни относились к ней, но именно вера формирует духовные и нравственные устои общества, его мировоззренческие принципы. Так, практически вся европейская цивилизация была построена на христианских ценностях, хотя современная Западная Европа и пытается это забыть и всячески затушевать", - отметил священник. "Если вера из общественного явления превращается в «личное дело» каждого человека, она перестает быть верой, расщепляясь на частные мнения и точки зрения, которые можно принимать или отвергать, и которые уже не смогут формировать цельную человеческую личность", - добавил он.
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко скептически относится к мнению, что религия - дело личное. «На Руси говорили: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», - напомнил он поговорку.
«Утверждение, что религия - дело личное, основано на недоразумении. Смешиваются две вещи: с одной стороны, у любого человека действительно есть право свободного выбора религиозных убеждений, что, безусловно, является личным делом каждого, а с другой стороны, надо понимать, что Церковь - это общественный институт, богочеловеческий организм. И в последнем случае, вера является некой характеристикой этих богочеловеческих отношений. В этом же смысле вера, безусловно, не может быть личным делом», - подчеркнул священник.
По его словам, утверждение «религия - дело личное» стало настолько распространенным потому, что «как говорят на Западе, наступило постхристианское время. Нас пытаются оторвать от Церкви и от христианских ценностей. Однако вся наша история основана именно на них». «Приняв утверждение "Бог у каждого из нас в душе и нам не нужны посредники в черных халатах, а также сооружения с крестами или любая другая церковная атрибутика", - Россия сразу же столкнется с проблемой, с которой столкнулись в свое время протестанты после раскола Католической Церкви, говорившие: "есть только Писания и вера, и никаких посредников быть не может". В итоге все это привело к тому, что у каждого человека оказался в душе свой Бог. Однако истина только одна и Бог только один», - заключил отец Филипп.