Здесь ситуация достаточно сложная, поскольку те люди, которые ходят на выборы, так или иначе участвуют в политической и партийной деятельности, естественно могут быть и верующими и неверующими. Но когда верующий человек принимает то или иное решение о степени своего участия в политической жизни или в деятельности какой-либо партии, он, естественно, крайне заинтересован в том, чтобы знать мнение Церкви, причем выраженное не устами рядового священника или простого клирика, а именно устами иерархов или, что еще более желательно, собором. Поэтому то, что Церковь обращается к этому вопросу - закономерно и оправдано.
Выработать соборное мнение и расставить точки над «i» надо, тем более в условиях, когда в России имеются предпосылки для создания реальной многопартийной системы. Сказать, что она существует, было бы преждевременным, а то, что существуют предпосылки ее создания, это явно. Поэтому позиция Церкви должна затрагивать несколько очень важных тем. Первая ключевая тема - это возможность или невозможность, целесообразность или нецелесообразность создания партии, которая бы сознательно отстаивала православные ценности и традиции. Тем более, что такая политическая ниша существует почти во всех развитых демократических странах. Это может быть православно-демократическая партия, но есть и другие варианты, их достаточно много. Поэтому священноначалие, наверное, будет обсуждать эту проблему, но спешить с решением этого вопроса едва ли будет. Ведь в условиях нынешней санкционированной и опирающейся на фантастический административный ресурс партии преждевременно говорить о том, что перспектива создания такой политической силы близка. Но в более удаленном времени всё возможно.
Всё, что касается поддержки конкретных партий, то здесь надо быть чрезвычайно щепетильным, поскольку речь идет о том, что партии, об этом говорят и западные политологи, далеко не самые чистые структуры в политической жизни, и выполняют они далеко не те функции, которые сами заявляют. Как правило, партии лоббируют, причем, не бесплатно, а за большое вознаграждение, чьи-то интересы. И учитывая, что лоббизм в России не разрешен и не запрещен, законодательно не прописан, то отсутствие такого закона порождает условия для развития сверхмощного криминалитета. Ведь именно в сфере лоббирования законодательной деятельности движутся огромные финансовые потоки. И очевидно, что Церковь участвовать в этом процессе не должна, и по всей видимости, не будет.
С другой стороны, отвергать протянутую руку и отбрасывать возможность сотрудничества со всеми партиями, заявляющими о своей готовности помогать Церкви и выражать мнение верующих, заботиться о возвращении церковного имущества, не нужно. Необходимо это делать в реальном режиме, действительно выделяя те партии и движения, которые выказывают в своих программных установках уважение к Русской Православной Церкви. И наоборот, Церковь, безусловно, не должна поддерживать тех лидеров, которые более или менее откровенно заявляют о своём враждебном отношении к Православию, к верующим, к истории России, которая напрямую связана с историей Церкви.
И это только небольшой список тем, которые требуют того, чтобы их проанализировать и осмыслить, и, так или иначе, зафиксировать на документальном уровне. Возможно, это будет мнение Собора, возможно, мнение Святейшего Патриарха, возможно, это будет документ с достаточно большим пролонгированным периодом времени, типа "Основ социальной концепции РПЦ".
Обществу надо постоянно напоминать, что Церковь отделена от государства только в том смысле, что государство не может влиять на позицию Церкви. Но Церковь не отделена от народа. Если и государство не отделено от народа, то оно в этом отношении находится в определенной зависимости от Церкви. С другой стороны, Церковь, конечно, должна считаться с тем, что нынешнее государство носит светский характер и в этом отношении открывает достаточно большие возможности для людей, представляющих самые разнообразные конфессии на территории России, в том числе и для людей, которые стоят на богоборческих позициях. Отношения Церкви и государства должны регулироваться достаточно четкой законодательной базой. Государство должно служить интересам народа, в том числе и церковного народа, который является носителем культуры, впитавшей в себя духовные ценности, преимущественно Православия. И именно это обеспечивает мирное сосуществование, стабильность России, её жизнеспособность и международный статус. Когда Сталин обратился к населению страны как к пастве, сказав «братья и сестры», то всё стало ясно. Государство без Церкви немощно, потому что оно утрачивает все традиционные основы.
В нашей жизни политизируется всё и вся. Это не плохо и не хорошо. Политика - это всё, что связано с деятельностью государства или деятельностью международных организаций, которые также являются крупными политическими игроками. Любое государство работает в достаточно большом и сложном геополитическом контексте. В этом отношении ни один человек, ни одно живое существо не может быть полностью освобождено от действия политики. Тем более, что речь идет не просто о политике вообще, а об экологической, культурной, образовательной, экономической политике и т.д.
Естественно, что жизнь Церкви, жизнь верующих никоим образом не может проходить вне этой политической агрессии и политической активности. Это просто надо принимать как данность. Именно поэтому Православная Церковь время от времени заявляет о своей аполитичности. Это не означает, что она отвергает политику, но она стоит на позиции «Богу - Богово, кесарю - кесарево». В этом отношении позиция Церкви по отношению к светскому государству вполне прозрачна. Современная Россия - это не Царская Империя, Президент не Помазанник Божий. Сегодня Президент поддерживает Церковь, но это вовсе не гарантирует, что завтра у Церкви и государства будут безоблачные отношения. Это каждому понятно. По этой причине Церковь и верующие должны задумываться о том, как выстраивать отношения с государством. В принципе, это тоже политика. Но политика не в дурном смысле этого слова, не политиканство, не борьба за политическую власть и за участие в делах власти, а политика как защита независимости, свободы в самом глубоком подлинном смысле этого слова.
Валерий Расторгуев, политолог, доктор философских наук, профессор МГУ, специально для "Русской линии"