В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросом: «Какими должны быть главные составляющие нравственной основы модернизации? С чего, по вашему мнению, необходимо начинать?»
Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии отметил, что "Единая Россия" повторила давнюю мысль, которую постоянно твердит Православная Церковь: что вне системы нравственных координат, которая бы играла определяющую роль в жизни общества, экономикой заниматься вообще бессмысленно. «И опираться эта система должна на христианские нравственные ценности, четко обозначенные и в Св. Писании и в святоотеческом наследии. Важно также, чтобы наша вера выражалась не только в купании в проруби на Крещение, но и в реальном исполнении заповедей Христовых, в следовании за Христом», - сказал он. «И начинать надо с пробуждения совести, которая есть голос Божий в человеке. Начинать надо с восстановления человеческого отношения к ближнему. Ведь уважение и любовь к ближнему подтверждают нашу связь с Богом», - подчеркнул пастырь. Это все - прописные истины. Но без осознания их невозможно идти вперед. Невозможно нормально развиваться, опираясь на эгоизм и жажду наживы", - заключил он.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, однако опасается, что правильные слова о нравственных основах останутся словами. «Вывод сделан, безусловно, правильный. Есть, правда, опасения, что как для авторов, так и для адресатов - это только слова, в конечном итоге, - болтовня», - сказал он.
«Нравственная концепция мира во всей полноте представлена уже и в Евангелии, и в церковном предании. В конкретностях она детально разработана уже в ХХ веке. Для осуществления ее должно быть выражено реальное, искреннее и сердечное стремление к добру и истине если и не во всем обществе, то в значительной его части, по крайней мере, в его «ведущем слое» по выражению И.Ильина. В первую очередь должен быть воспринят принцип служения в его прямом евангельском выражении. Принцип, некогда лежавший в основании русского общества», - подчеркнул священник.
«Но способна ли наша правящая элита сделать этот принцип реальностью, а не очередной декорацией? Ведь для этого в человеке должно произойти внутреннее сердечное и покаянное изменение. В идеале это должно произойти во всем обществе. Но пока за исключением робких попыток в церковной среде ничего подобного у нас не видно», - констатировал отец Владислав.
Священник Георгий Рощин, заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, отметил, что возрождение нравственности начинать нужно с самого себя. «Святейший Патриарх не раз говорил, что усилиями только в экономике, одними только преобразованиями в политической системе и социальной сфере страну возродить невозможно. Только опираясь на нравственные ценности, Россия возродится и в экономическом и в социальном плане. Без понимания того, что материальные ценности не являются пределом достижений человека, без милосердия и сострадания нормальная жизнь в нашем государстве не наладится», - сказал он.
«В этой связи необходимо дать уже в школе положительные знания о религиозных и духовно-нравственных ценностях. Но важно также, чтобы эти знания подкреплялись делами в повседневной жизни. Важно, чтобы человек оставался верующим и за пределами храма», - добавил священник.
Священник Игорь Киреев, заведующий сектором Отдела Московской Патриархии по религиозному образованию и катехизации, согласился, что в обществе, где нравственные понятия замутнены, невозможна созидательная деятельность. «Как православный священник я, разумеется, желал бы видеть систему нравственных координат нашего общества, опирающейся в первую очередь на христианские нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти ценности были усвоены еще в школе. Важно, чтобы человек воспитывался именно на этих ценностях», - сказал он.
«Вот сейчас, наконец, началось преподавание религиозной культуры в 4-х и 5-х классах средней школы. Но только через несколько лет мы сможем увидеть какие-то результаты. Насколько хорошо эти ценности усвоены, мы увидим, когда дети вырастут. Пока же в нашем обществе преобладают ценности совсем другие», - отметил священник.
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко считает, что решать стоящие перед Россией задачи модернизации возможно лишь с помощью нравственного совершенствования. «На нашу сегодняшнюю жизнь значительное влияние оказывает многовековой спор: что же все-таки первично - бытие или сознание. Однако именно ХХ век, когда декларировалось, что бытие определяет сознание, а не наоборот, дал ясный ответ на данный вопрос: неудачный опыт Советского Союза показал, что при ложно направленном сознании невозможно добиться каких-либо экономических достижений», - сказал он.
По мнение отца Филиппа, прежде чем определить главные составляющие нравственной основы модернизации, необходимо «задать некую систему мировоззренческих координат, из которой будет вытекать и все остальное». «И для меня очевидно: это должна быть православная система ценностей. Именно Православие уже давно предопределило, что есть добро и зло, что есть Бог и заповеди, соблюдение которых позволит сделать нашей стране рывок в нужном ей для совершенствования направлении», - заключил отец Филипп.