Валерий Расторгуев: Нет у экологии более высокой защитницы, чем Церковь 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Валерий Расторгуев: Нет у экологии более высокой защитницы, чем Церковь

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 02.02.2010


Эксперт рассматривает вопросы, связанные с разработкой концепции РПЦ по проблемам экологии …

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Предполагается, что в Церкви будет развернута широкая дискуссия по целому ряду важнейших проблем. «Русская линия» решила внести посильную лепту в это обсуждение и с сегодняшнего дня начинает публиковать мнения известных ученых, священнослужителей и других православных экспертов по заявленным в списке темам. Предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, посвященной выработке концепции Русской Православной Церкви по проблемам экологии. О проблемах экологии рассуждает один из разработчиков Экологической доктрины Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за целый ряд экологических проектов, известный политолог профессор Московского государственного университета Валерий Николаевич Расторгуев.

Попытки инициировать разработку проекта концепции Русской Православной Церкви по проблемам экологии предпринималась сравнительно давно, в конце прошлого века. В частности, в 1997 году в МГИМО был создан научно-образовательный центр «Церковь и международные отношения», который в этом же году организовал международную конференцию «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества». Я был тогда руководителем этого центра, при котором издавался, кстати, журнал «Церковь и общество». Хорошо помню слова Святейшего Патриарха Алексия, обращенные к участникам форума: «Сегодня как никогда важно найти духовные ориентиры международного сотрудничества, способного сберечь дар жизни, ибо водораздел тысячелетий – это судьбоносные годы. Мир не только возвращается к своим истокам, но и прозревает будущее, определяет стратегию развития. И чем ближе мы стоим к духовным истокам жизни, сохраняя себя в любви Божией, тем шире горизонты, открытые нам. Воистину, у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

В рамках конференции работала большая секция, объединившая крупных экологов. В итоговых документах этой конференции были озвучены предложения по разработке Социально-экологической доктрины России при участии Церкви, обсуждались и базовые принципы доктрины. Но Церковь продемонстрировала исключительную оперативность и ответственность, подав пример государству. Уже в 2000 году были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В этот документ были органично включены очень важные положения об отношении Церкви к экологической проблематике. Это действительно фундаментальная работа, повлиявшая на политическую и культурную жизнь страны.

Встречный шаг со стороны государства – инициация двух исключительно важных проектов. Первый проект – решение о подготовке Экологической доктрины Российской Федерации. Я был одним из авторов, а руководителем рабочей группы был академик В.А.Черешнев, который ныне возглавляет комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям. Этот проект отрабатывался в паре с проектом «Социальной доктрины России», поскольку обе доктрины связаны между собой чрезвычайно тесно. И действительно, качество жизни человека и качество жизни народа предопределяются, прежде всего, целой системой экологических показателей, а уже потом мы выходим на собственно социальные аспекты и технологии.

Принципы, на которых должна строиться государственная политика, едины и известны каждому – это природосбережение и народосбережение, то есть экологическая и социальная ответственность государства. Важно заметить, что под народосбережением понимается не только сохранение людей, масс, групп, но и сбережение самих народов, каждый из которых – историческая личность. Как сказал когда-то один из наших царей: «сколько принял, столько и оставил», имея в виду не территории (их-то он приумножил), а народы, доверившие России свою судьбу. Православная Россия – это великая страна, которая стала доброй матерью для большой семьи больших и малочисленных народов. Она всегда отвечала за их судьбу, культуру, за сохранение их самобытности. Защищала она и иноверцев, помня о своей миссии. Очевидно, что сохранение национальных культур и самобытных народов невозможно без сохранения среды их обитания. Никто, кроме самих людей, которые живут на своей земле и связаны с ней узами народной культуры, не думает и не может думать о будущих поколениях. Логика укорененных людей такова: это наша земля, где будут жить наши дети, внуки, правнуки. Люди, не порвавшие связь со своим народом, держат своими культурными корнями землю так же, как растения держат своими корнями почву, защищая ее от эрозии. Что же сохраняет национальные культуры? Единственная сила, объединяющая человека и народ общей миссией – культурообразующая конфессия, которая сберегает лучшие традиции, наполняет смыслом жизнь человека и общества, раскрывает горизонты вечности, без которых совершенно немыслима разумная экологическая политика.

Замысел и базовые положения Экологической доктрины России не раз обсуждались с участием иерархов Русской Православной Церкви. В частности, об этом говорилось и на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года в докладе архиепископа Солнечногорского Сергия (ныне митрополит Воронежский и Борисоглебский). Сама эта доктрина была принята при деятельной поддержке В.В.Путина в 2002 году. Ее с полным правом можно рассматривать как ответ государства на инициативу Русской Православной Церкви. 

Сегодня духовенство вновь инициирует работу в этом направлении. Последний и яркий пример – итоги XIII Всемирного русского народного собора. Я участвовал в работе Эколого-просветительского форума «Защитить природу – спасти Россию», который проходил в рамках Собора в Марфо-Мариинской обители милосердия под председательством архиепископа Верейского Евгения. Я сделал сообщение о реализации Экологической доктрины и о целесообразности подготовки соответствующего нового документа РПЦ, а также рассказал о сути Социальной доктрины России и о том, что в разработке ее проекта принимают участие известные экологи, которые прежде работали над проектом Экологической доктрины.

Социальная доктрина России, которая разрабатывается в настоящее время, непосредственно связана с экологической политикой. Эта доктрина также станет ответом государства на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В настоящее время проект доктрины полностью завершен, прошел предварительное обсуждения в ряде министерств и ведомств, неоднократно обсуждался с представителями духовенства, в частности, в рамках Оптинского форума. Работа над проектом ведется под патронажем Председателя Совета Федерации С.М.Миронова, а непосредственный исполнитель – Координационный совет по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. За последние два года прошло несколько заседаний совета, которые были полностью посвящены различным аспектам Социальной доктрины. Ключевой аспект – построение социального государства и, естественно, выбор модели модернизации, которая, как неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл, станет успешной только при условии, если в основу стратегии будут положены высокие социальные цели. Эти цели – природосбережение и народосбережение. Здесь позиции разработчиков государственной политики и позиции Церкви не просто близки, а полностью тождественны. Никаких существенных расхождений в общих подходах я не вижу. И это чрезвычайно важно, если учесть, что и экологическая, и социальная доктрины должны стать основой для всей внутренней и внешней политики России. По сути, природосбережение и народосбережение – это рельсы, а все другие стратегии, которые разрабатывает страна (финансовые, экономические и т.д.) – это шпалы, которые служат для того, чтобы рельсы служили исправно, чтобы они вели в будущее. Более важной задачи, чем эта, не существует.

Некоторые могут задаться вопросом: а зачем Церкви определять свою позицию по экологическим вопросам? Для ответа не требуется большого обоснования. Все зависит от отношения человека к тому, что мы называем Даром Божиим. Мир, в котором мы живем, да и мы сами, - это тот дар, которым мы обязаны с умом и бережно распорядиться. Не мы создали этот мир, и преклонение перед Творцом – основа основ и начало начал всякой человеческой деятельности. Если политика – это человеческая деятельность, а не бесчеловечное деяние, то она, безусловно, подчиняется этому принципу. И более последовательной и высокой защитницы этого Божьего дара, чем Церковь, не существует в природе, ибо сама Церковь соединяет в себе Божье и человеческое начала. Ели говорить о богословском обосновании, то, начиная с первых слов Библии, человек открывает для себя сущность того отношения, которое должно быть у него к Божьему миру, к тому многообразию, которое дано Высшим Разумом. 

Человеческий разум призван творить мир по Законам творения и постигать мир, который создан Творцом. Это настолько простые и очевидные вещи, что только люди, которые априори не хотят принимать Высший Разум из соображений гордыни и самолюбования, которые поклоняются каким-то якобы сверхациональным идеям и идеологиям, порожденным человеческим разумом, не видят того, что сугубо техногенная, «освобожденная от пут веры» цивилизация, - это прямой путь к вселенской катастрофе. Человечество уже прошло этот путь почти до конца, а то, что мы называем вызовами времени или глобальными проблемами, - это творение человеческой гордыни, её порождение.
Валерий Расторгуев, один из разработчиков Экологической доктрины Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за целый ряд экологических проектов, профессор МГУ, специально для «Русской линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме