Председатель Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) архимандрит Филарет (Зверев) в рамках веб-конференции на официальном сайте УПЦ МП, отвечая на вопрос: "Во сколько лет разрешается рукополагаться?", отметил, что "несмотря на наличие в церковных канонах четко определенного возраста, в котором полагается посвящать в тот или иной священный сан, на практике с самой седой древности от этих правил допускались отступления, за которые, однако, мы почти не находим применения канонических санкций".
"Практически дело обстоит так, что не допускается рукоположения ранее совершеннолетия (из чего мне также известны исключения), а далее принимается во внимание состояние самого ставленника, его духовный уровень, опытность, церковность и прочее. Хотя, чем больше я служу, тем более мне кажется правильным, что не следует особенно спешить с принятием священного сана... Я стал священником без нескольких месяцев в 24 года - не скажу, чтобы совсем уж молодой-зеленый, с законченным высшим образованием. И все же я, будь постарше, наверное, избегнул бы тех ошибок, которые, к глубочайшему моему сожалению, я успел сделать..." - считает архимандрит Филарет (Зверев).
"Я часто встречаю молодых священников, с которыми мне даже тяжело общаться, - признался в своем комментарии протоиерей Николай Головкин. - И все потому, что у них есть только книжное знание, но нет духовного опыта, и вместе с этим они проявляют к людям такую строгость, как фарисеи, следуя только букве закона. Эта строгость молодых священников неуместна с человеком, который имеет большой жизненный опыт. Напротив, священники с многолетним опытом более милосердны, они снисходят к человеческим немощам. Но это вовсе не значит, что они попускают человеку эти немощи. Они, естественно, помогают кающемуся человеку бороться с грехами. Сейчас век милосердия. Ныне Господь милующий, Он ждет нашего покаяния, но когда наступит Страшный Суд, Господь будет правосуден и строг. Поэтому ныне священники должны быть милующими".
"Опасения, что раннее рукоположение может вызвать у священнослужителя карьерные амбиции, совершенно оправданы. Покойный Патриарх Алексий II говорил об опасностях младостарчества. Архимандрит Кирилл (Павлов) тоже предостерегал против младостарчества. Это явление есть следствие неумеренной строгости, неумолимости, применения чисто рационального подхода к прихожанам. А жизненный опыт говорит о силе наших немощей. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех". (Рим. 7:14-17). Смысл этих слов Апостола Павла становится понятен с возрастом. Даже малейшее духовное повреждение в себе очень трудно искоренить, для этого надо принять волевое решение, мобилизовать все силы, для этого нужна помощь Божия, покаянная молитва. Даже мелкое греховное в нас порой крайне сложно преодолеть. 20-25-летний священник не может, как правило, этого понять. Хотелось бы, чтобы молодые священники не были фарисеями и были более милосердными", - считает протоиерей Николай Головкин.
"Кроме того, - продолжил он, - сейчас многие прихожане предпочитают идти к монашествующим, игумену или иеромонаху, а не к протоиерею. Но именно молодые иеромонахи, не имеющие семейного опыта, часто оказываются плохими советчиками в семейной жизни и супружеских отношений. Эта установка идет из прошлого, она вызвана воспоминаниями о старцах - Амвросии Оптинском, Феофане Затворнике. Но эти люди уже прошли искус жизни. Раньше в монастырях не ставили молодых монахов на раздачу советов, а сейчас любой иеромонах мнит о себе, что может давать советы. Не могут быть опытными в семейной жизни молодые иеромонахи и даже опытные игумены. Они могут давать советы по книге, но не из опыта. Поэтому прихожане, искушенные житейским опытом, берущие совет у молодых священников, особенно у молодых иеромонахов, нередко отходят разочарованные".
"Нередко прихожане на исповеди просят дать совет, дать наставление и вразумление. Но надо понимать, что священник всего лишь принимает исповедь, он является свидетелем Божиим. Грехи мы исповедуем Богу, а не священнику. Поэтому исповедоваться можно у любого священника, даже молодого и неопытного. При покаянии грехи разрешаться. Необязательно советоваться на исповеди. Для того чтобы получить совет можно обратиться к более мудрому и опытному священнику, имеющего духовный опыт. Не надо путать исповедь и советование. Исповедоваться можно у любого священника, а советы брать только у духовно умудренных, опытных пастырей. На исповедь надо ходить каяться, а не брать комментарии на свои грехи и советы. Если священник, к которому на исповеди обратились за советом, не знает ответа на вопрос, то он должен признаться в своем незнании вопроса или отсутствии опыта по данному вопросу и предложить обратиться к более опытному священнику, он даже может назвать конкретного священника или монаха, у которого желательно взять совет. Нет ничего зазорного в признании своей неосведомленности и житейской неопытности. Священникам не стоит этого бояться", - отметил отец Николай.
"Прихожане к тому же не должны спрашивать священника обо всем на свете. В своих житейских делах они все-таки сами должны пройти искус, житейское испытание, набираясь жизненного и духовного опыта. Некоторые прихожане приходят к священнику за советом о покупке коровы, быка или козы. Иногда приходят и спрашивают, куда пойти учиться - в гуманитарный или технический вуз. Но обычный священник, а не старец, способный пророчески проникнуться в судьбу человека, не может сходу дать такой совет. Поэтому при решении такого вопроса человек все-таки сам должен решить, к чему склоняется его сердце, и, исходя из этого, сделать выбор. За вопросами, не касающимися духовной жизни, не надо ходить к священнику, не надо перекладывать на него ответственность за все события своей жизни. Человек должен быть ответственен, он должен рассудительно и взвешенно относиться ко всему, жить и накапливать опыт, только тогда он приобретет навык, который мы называем мудростью. Надо читать Священное Писание и труды святых отцов, там есть ответы на все вопросы жизни, для того чтобы благоразумно преодолевать искушения, проходить искусы", - заключил протоиерей Николай Головкин.