Протоиерей Николай Головкин: Раннее рукоположение должно быть исключением, а не правилом

Известный священник о нежелательности ранних рукоположений

0
300
Время на чтение 5 минут
Протоиерей Николай Головкин"Отец архимандрит в какой-то степени прав. Действительно бывают исключения, нарушающие каноны. Даже наш Патриарх Кирилл стал епископом, когда ему не было и 30 лет. Но он сразу являл незаурядные интеллектуальные способности, склад ума ученого. Бывали исключения и в древности. Например, святитель Николай Чудотворец, как известно, был поставлен проповедовать в очень раннем возрасте. Можно привести много примеров исключения. Для человека, действительно имеющего выдающиеся дарования, например, как святитель Николай, который явил себя еще в детстве (он материнскую грудь не брал по средам и пятницам, был поистине избранный сосуд Божий), могут быть исключения, но это не должно быть правилом. Печально, что сейчас рукоположение в священный сан в раннем возрасте становится правилом, а не исключением. В данное время многие поступают в семинарии сразу после школы и заканчивают семинарию уже в 22-23 года. Тогда встает вопрос, а что делать с этими выпускники. По канонам он должен набираться жизненного опыта, служить псаломщиком. Мы все-таки должны придерживаться канонических правил: в священники рукополагать не ранее 30 лет, в диаконы - немного раньше. Я за соблюдение возрастных требований, предписанных канонами, хотя, конечно, могут быть и исключения", - заявил в интервью "Русской линии" настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин, говоря о проблеме рукоположения в священный сан в слишком раннем возрасте в нарушение церковных канонов.

Председатель Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) архимандрит Филарет (Зверев) в рамках веб-конференции на официальном сайте УПЦ МП, отвечая на вопрос: "Во сколько лет разрешается рукополагаться?", отметил, что "несмотря на наличие в церковных канонах четко определенного возраста, в котором полагается посвящать в тот или иной священный сан, на практике с самой седой древности от этих правил допускались отступления, за которые, однако, мы почти не находим применения канонических санкций".

"Практически дело обстоит так, что не допускается рукоположения ранее совершеннолетия (из чего мне также известны исключения), а далее принимается во внимание состояние самого ставленника, его духовный уровень, опытность, церковность и прочее. Хотя, чем больше я служу, тем более мне кажется правильным, что не следует особенно спешить с принятием священного сана... Я стал священником без нескольких месяцев в 24 года - не скажу, чтобы совсем уж молодой-зеленый, с законченным высшим образованием. И все же я, будь постарше, наверное, избегнул бы тех ошибок, которые, к глубочайшему моему сожалению, я успел сделать..." - считает архимандрит Филарет (Зверев).

"Я часто встречаю молодых священников, с которыми мне даже тяжело общаться, - признался в своем комментарии протоиерей Николай Головкин. - И все потому, что у них есть только книжное знание, но нет духовного опыта, и вместе с этим они проявляют к людям такую строгость, как фарисеи, следуя только букве закона. Эта строгость молодых священников неуместна с человеком, который имеет большой жизненный опыт. Напротив, священники с многолетним опытом более милосердны, они снисходят к человеческим немощам. Но это вовсе не значит, что они попускают человеку эти немощи. Они, естественно, помогают кающемуся человеку бороться с грехами. Сейчас век милосердия. Ныне Господь милующий, Он ждет нашего покаяния, но когда наступит Страшный Суд, Господь будет правосуден и строг. Поэтому ныне священники должны быть милующими".

"Опасения, что раннее рукоположение может вызвать у священнослужителя карьерные амбиции, совершенно оправданы. Покойный Патриарх Алексий II говорил об опасностях младостарчества. Архимандрит Кирилл (Павлов) тоже предостерегал против младостарчества. Это явление есть следствие неумеренной строгости, неумолимости, применения чисто рационального подхода к прихожанам. А жизненный опыт говорит о силе наших немощей. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех". (Рим. 7:14-17). Смысл этих слов Апостола Павла становится понятен с возрастом. Даже малейшее духовное повреждение в себе очень трудно искоренить, для этого надо принять волевое решение, мобилизовать все силы, для этого нужна помощь Божия, покаянная молитва. Даже мелкое греховное в нас порой крайне сложно преодолеть. 20-25-летний священник не может, как правило, этого понять. Хотелось бы, чтобы молодые священники не были фарисеями и были более милосердными", - считает протоиерей Николай Головкин.

"Кроме того, - продолжил он, - сейчас многие прихожане предпочитают идти к монашествующим, игумену или иеромонаху, а не к протоиерею. Но именно молодые иеромонахи, не имеющие семейного опыта, часто оказываются плохими советчиками в семейной жизни и супружеских отношений. Эта установка идет из прошлого, она вызвана воспоминаниями о старцах - Амвросии Оптинском, Феофане Затворнике. Но эти люди уже прошли искус жизни. Раньше в монастырях не ставили молодых монахов на раздачу советов, а сейчас любой иеромонах мнит о себе, что может давать советы. Не могут быть опытными в семейной жизни молодые иеромонахи и даже опытные игумены. Они могут давать советы по книге, но не из опыта. Поэтому прихожане, искушенные житейским опытом, берущие совет у молодых священников, особенно у молодых иеромонахов, нередко отходят разочарованные".

"Нередко прихожане на исповеди просят дать совет, дать наставление и вразумление. Но надо понимать, что священник всего лишь принимает исповедь, он является свидетелем Божиим. Грехи мы исповедуем Богу, а не священнику. Поэтому исповедоваться можно у любого священника, даже молодого и неопытного. При покаянии грехи разрешаться. Необязательно советоваться на исповеди. Для того чтобы получить совет можно обратиться к более мудрому и опытному священнику, имеющего духовный опыт. Не надо путать исповедь и советование. Исповедоваться можно у любого священника, а советы брать только у духовно умудренных, опытных пастырей. На исповедь надо ходить каяться, а не брать комментарии на свои грехи и советы. Если священник, к которому на исповеди обратились за советом, не знает ответа на вопрос, то он должен признаться в своем незнании вопроса или отсутствии опыта по данному вопросу и предложить обратиться к более опытному священнику, он даже может назвать конкретного священника или монаха, у которого желательно взять совет. Нет ничего зазорного в признании своей неосведомленности и житейской неопытности. Священникам не стоит этого бояться", - отметил отец Николай.

"Прихожане к тому же не должны спрашивать священника обо всем на свете. В своих житейских делах они все-таки сами должны пройти искус, житейское испытание, набираясь жизненного и духовного опыта. Некоторые прихожане приходят к священнику за советом о покупке коровы, быка или козы. Иногда приходят и спрашивают, куда пойти учиться - в гуманитарный или технический вуз. Но обычный священник, а не старец, способный пророчески проникнуться в судьбу человека, не может сходу дать такой совет. Поэтому при решении такого вопроса человек все-таки сам должен решить, к чему склоняется его сердце, и, исходя из этого, сделать выбор. За вопросами, не касающимися духовной жизни, не надо ходить к священнику, не надо перекладывать на него ответственность за все события своей жизни. Человек должен быть ответственен, он должен рассудительно и взвешенно относиться ко всему, жить и накапливать опыт, только тогда он приобретет навык, который мы называем мудростью. Надо читать Священное Писание и труды святых отцов, там есть ответы на все вопросы жизни, для того чтобы благоразумно преодолевать искушения, проходить искусы", - заключил протоиерей Николай Головкин.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Нектарий (Головкин)
«Мистически Господь охраняет всех нас»
О невозможности заразиться коронавирусом через Таинства
10.03.2020
«Главное не в стенах, а в молитве…»
Начались богослужения в храме свв.Петра и Февронии Муромских в Петергофе
22.10.2019
«Идея фильма возмутительна!»
Пришла пора православным пресечь очередную попытку очернить Царскую Семью в фильме Данилы Козловского «Карамора»
23.09.2019
Все статьи Архимандрит Нектарий (Головкин)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27