В пресс-конференции приняли участие Виктор Кулешов - художественный руководитель фестиваля, исполнительный директор Общества камерной музыки; Владимир Шуляковский - музыкальный руководитель фестиваля; Джорджио Маттиоли - директор Итальянского культурного института в Петербурге; Татьяна Чайковская - заместитель директора Итальянского культурного института в Петербурге.
По мнению Владимира Шуляковского, "этот фестиваль станет действительно событийным, несмотря на свой новорожденный возраст, потому что та музыка, те концерты, которые будут проходить в рамках фестиваля, носят уникальный характер, начиная от первого за многие-многие годы исполнения музыки, написанной в XVIII веке, которая лежит в архивах нашего прекрасного города, заканчивая исполнением музыки русских композиторов XVIII века, которая, на наш взгляд, незаслуженно находится в тени музыки русских композиторов XIX века".
"Принято считать, - продолжил он, - что первая настоящая русская опера - это "Жизнь за Царя" и что русская музыка началась с Михаила Глинки. Это поддается как хрестоматийный факт. Например, на нашем фестивале будет исполнена опера Дмитрия Бортнянского "Алкид", которая была написана на 50 лет раньше оперы "Жизнь за Царя". Я уверяю вас, что это абсолютный музыкальный шедевр, это гениальнейшая музыка, ничем не уступающая музыке Глинки. Фестиваль имеет просветительскую задачу, связанную с Царским Селом, вытекающую из того, что он проходит в этом месте. Опера "Алкид", например, будет идти в Большом зале Екатерининского дворца в аутентичной обстановке. Исполнив здесь музыку Бортнянского, возможно мы сможем понять, как это действительно было в XVIII веке, и что такое вообще русская культура XVIII века".
"В известном смысле русская культура XVIII века - это область, которая требует значительно более углубленного внимания. Она требует своего открытия для самой широкой аудитории. Русская поэзия XVIII века также незаслуженно забыта. Я думаю, что следующий фестиваль обязательно будет включать в себя и поэзию. Ведь в то время творили гениальные люди: Тредиаковский, Сумароков, а какие замечательные стихи писал Ломоносов! Мы хотим, чтобы та музыка, та поэзия, та театральная жизнь, которая была в Царском Селе 250 лет назад, которая определяется его архитектурой, его дворцами, его духом, стала равнодоступной культурой, как и русская культура, русская музыка XIX века, достаточно полно представленная в наших замечательных театрах, я имею в виду Мариинский и Михайловский театры. К сожалению, ни одной русской оперы XVIII века там никогда не ставилось и никогда не шло. Поэтому мы будем пытаться менять приоритеты и в этом направлении. Будем надеяться, что сдвиг в общественном сознании все же произойдет, и что такой феномен, как русская культура и русская музыка XVIII века и ее выдающиеся художественные достоинства, станут общепризнанным фактом", - выразил надежду музыкальный руководитель фестиваля "Царскосельский дивертисмент".
В свою очередь, Виктор Кулешов рассказал об участии Общества камерной музыки в этом фестивале. "Общество камерной музыки было основано в 1772 году, как раз в тот период, музыка которого будет звучать на нашем фестивале. Общество просуществовало до 1917 года и по известным причинам прекратило свою деятельность. В 2000 году мы, музыканты Петербурга, его возродили. В сегодняшних условиях достаточно сложно существовать нашему Обществу, но, тем не менее, мы нашли силы, помощников, единомышленников, которые помогли подготовить такое масштабное событие, как фестиваль "Царскосельский дивертисмент". Я абсолютно уверен, что этот фестиваль станет регулярным и традиционным. Я уверен, что это событие будет знаковым не только для Петербурга, но и для Царского Села, потому что это место, безусловно, достойно иметь такой музыкальный фестиваль", - отметил художественный руководитель фестиваля.
Джорджио Маттиоли вкратце рассказал о программе фестиваля. "Хотел бы напомнить, что на фестивале будет представлена опера русского композитора Дмитрия Бортнянского, на либретто итальянского композитора Петро Метастазио. Он был известным поэтом, который писал стихи и либретто к операм в XVIII веке. Он также был одним из участников крупных литературных движений. В творчестве многих музыкантов вспоминается имя Петро Метастазио. Это не только итальянцы, но и представители почти всех европейских стран. Мы очень рады, что итальянскую сторону на данном фестивале будет представлять Чртомир Шишкович. Маэстро Шишкович выступит перед нами в роли как дирижера, так и скрипача", - подчеркнул директор Итальянского культурного института в Петербурге.
Отвечая на вопрос корреспондента "Русской линии", может ли классическая музыка быть интересна молодежи, он справедливо отметил, что "хорошая музыка должна быть интересна всем". "Программа фестиваля "Царскосельский дивертисмент", с которой я познакомился, мне кажется весьма интересной, поскольку она соотносится с музыкальными вкусами, которые в определенный период общеевропейской истории, итальянской и российской, выражали эти музыканты, как итальянские, так и русские. Это была для них общая история. Можно сказать, что эти музыканты способствовали созданию общего вкуса", - заключил Джорджио Маттиоли.
"Я бы хотел дополнить рассуждения уважаемого Джорджио Маттиоли, - сказал, со своей стороны, Владимир Шуляковский. - На мой взгляд, популяризация классической музыки во многом зависит от СМИ, потому что, как известно, мы живем в потребительском обществе, где классической музыке, в которую не вложены такие средства, как в поп-музыку, не так просто дойти до широкой аудитории. Сейчас многое зависит от рекламы, от того, как часто артист, музыкант появляется на телевидении. Включите телевизор и посмотрите, какой процент классическая музыка занимает в сетке телевещания. Практически только на одном телеканале "Культура" идет классическая музыка, но даже на нем послушать концерт можно только в 2 часа ночи. Мне кажется, что это неправильная политика. Проблема заключается в том, что многие молодые люди имеют довольно смутное представление о том, что такое классическая музыка, поскольку большинство из них никогда по-настоящему ее не слышали".
"Вообще сложилась абсурдная ситуация, когда в таком городе, как Петербург, где проживает более 5 миллионов человек, нет ни одной радиостанции классической музыки в диапазоне FM. Это немыслимо в Европе. В Германии, например, 5 каналов классической музыки на выбор, даже в крошечной Финляндии есть такой канал. Даже для меня является загадкой, почему в нашей стране нет такого федерального канала. Думаю, что эти вопросы требуют решения. Без помощи государства в потребительском обществе донести высокую культуру до молодых людей всем будет чрезвычайно сложно. Нужны специальные программы, которые существуют практически во всех европейских странах. Нам надо попытаться в этом вопросе подняться хотя бы до уровня Финляндии", - считает музыкальный руководитель фестиваля "Царскосельский дивертисмент".