Протоиерей Алексий напомнил: когда в Иерусалиме обрушилась Силоамская башня и погребла под собою десятки людей, Христос сказал, что эти люди не были грешнее оставшихся в живых. По словам священника, Господь призывает нас не к осуждению, а к покаянию. "Трагическая гибель наших горожан, тем более в таком количестве в одночасье - это урок живущим, это сигнал свыше о том, что, наверное, нам надо очень многое в жизни переосмыслить и переменить", - сказал пастырь.
Отец Алексий рассказал, что сразу после трагедии в "Хромой лошади" священники начали дежурить на нескольких постах. Первый пост находился в штабе, где вывешивали списки погибших, второй - в морге, в котором проходило опознание. Он также работал с людьми в морге. "Там было очень тяжело, туда приходили люди на опознание тел погибших. Мы старались оказывать пастырскую и психологическую помощь родственникам погибших. В частности, и мне пришлось в течение всего дня находится там и работать в одной связке с профессиональными психологами из специальной бригады МЧС, прибывшей из Москвы. Вместе с психологами мы помогали людям переступить последний порог надежды... Очень страшные и неподдающиеся описанию картины пришлось видеть в этот день, когда с печатью трагизма на лице люди приходили в морг для того, чтобы опознать среди находившихся там тел своего близкого человека. Каждый из них, переходя этот порог, в душе надеялся, что, наверное, здесь, среди погибших нет его родственника. Вместе со следователями милиции они просматривали фотографии на компьютерах, которые были сделаны при извлечении тел из здания клуба. Увидев своего сына, дочь, отца, сестру, близких знакомых, нередко случалось так, что этим людям становилось плохо, и им требовалась немедленная помощь психолога, врача, в том числе и священника. После фотографического опознания люди спускались на нижний этаж, где шло непосредственно опознание тела. Рыдающая мать или отец падали буквально на носилки, на которых лежало тело погибшего, и их трудно было оторвать", - рассказал пастырь.
"Это страшное и ужасное зрелище, которое невозможно воспринимать равнодушно, и, конечно же, нашей задачей было помочь в первую очередь прийти в себя насколько это возможно и оказать людям первую духовно-психологическую помощь, - отметил священник. - Лавина горя и человеческих слёз потоком шла через наши сердца, потому что слышались безутешные крики, стоны родственников. Мать, у которой была единственная дочь, кричала, что смысл жизни её потерян, что ей больше нет смысла жить. Был случай, когда ко мне обратились девушки, которые не знали, как сказать одной женщине правду о гибели её дочери. Это были подруги погибшей, им чуть больше 20 лет, они первые пришли в морг и опознали среди погибших свою подругу. Мать не решалась пойти на опознание тела. Девушки не знали, как сказать матери, и поэтому обратились к священнику. Соблюдая особый пастырский такт, батюшка мог донести эту страшную весть до сознания матери. Общими усилиями мы её подвели к этим компьютерам..."
"Эти трагедии семей, трагедии людей, потерявших своих близких, разыгрывались буквально на наших глазах. К концу дня мы уже чувствовали, что не только родственники, но и мы сами в какой-то мере нуждаемся в определенной реабилитации. Было невероятно тяжело, но мы испытывали чувство благодарности Господу за то, что Он дал нам силы послужить людям. После дежурства в морге было такое ощущение, что ты побывал на войне и вид поверженного, погибшего, обезображенного тела человека уже не удивляет. Священник часто видит усопших, их часто привозят в храм. Но там человек лежит уже во гробе, сама атмосфера церкви смягчает весь масштаб трагедии, звучат заупокойные песнопения, струится кадильный ладан - всё это умиротворяет скорбящее сердце. Но в штабе, где мы были, царил настоящий ужас, страх и торжество смерти. Все это ощущали", - признался он.
Отвечая на вопрос, что пастырь говорил людям, чтобы хоть как-то облегчить боль утраты близких, отец Алексий Марченко сказал: "Если чувствуешь, что человек готов воспринять слова утешения, или видишь, например, что человек православный, то начинаешь что-то говорить с позиции веры, утешать его, вместе с ним молиться. Представляете, когда человек, скажем так, едва дышит, он даже не может восстановить дар речи после того, что он увидел. Просто садишься с ним рядом, берешь его руку и вслух читаешь молитву. Человек успокаивается. Сама молитва имеет великое благодатное успокоительное действие. Примерно в том же ключе действовали психологи, которые там работали. Они пытались сконцентрировать внимание человека на себе, говорили с ним, видно, что у психологов МЧС есть определенные методики, есть определенный опыт. Такой разговор помогал человеку достаточно быстро восстановить свои силы для того, чтобы приступить к необходимым действиям. После опознания тел необходимо было составлять соответствующие юридические протоколы, на следующий день оформлять захоронение. Для нас эти дни стали очень важным пастырско-практическим уроком".
"Мне кажется, что сегодня Церковь очень нуждается в разработке методики поведения пастыря именно в таких чрезвычайных ситуациях: как, когда, в каком качестве может предстать священник перед пострадавшими людьми. Может быть, такие наработки существует у пастырей, которые постоянно занимаются практикой в лечебных учреждениях, но нам, приходским священникам, они не известны", - заключил протоиерей Алексий Марченко.