itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нужны ли России шариатские суды?

Православные священнослужители прокомментировали идею интегрировать исламские традиции в российское законодательство

0
183
Время на чтение 4 минуты
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко полагает, что шариат совместим с действующим законодательством России. "Если только шариат, то я против. А если действуют российские законы, и к ним подстраивается шариат на определенных условиях, то да", - говорит Малашенко. По словам Малашенко, жители Северного Кавказа хотят жить по шариату, но в России. "Мы положим оружие, но дайте шариат, полный ислам. Это тоже оппозиция: вы нам не даете, поэтому мы убиваем, мы воюем, но все равно наша позиция - не выйти, а остаться", - излагает он их позицию. "Это лояльные массы. Они абсолютно лояльны. У них тут портреты Путина, Медведева, но они за шариат", - приводит слова Малашенко сайт Regions.ru.

В связи с этим заявлением А.Малашенко, издание обратилось за комментариями к православным священнослужителям.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, уверен, что шариат несовместим с российским законодательством. "Применение норм шариата, т.е. религиозного законодательства, в нашей судебной практике, во-первых, привело бы к нарушению принципов светского государства, в котором религия отделена от государства. В-вторых, это, безусловно, нарушило бы и принцип равенства всех граждан перед законом", - сказал он. "Мне представляется, что брать пример с Великобритании и других европейских стран в данном случае не стоит. В некоторых из них, например, и гомосексуальные браки легализованы. Что ж нам теперь - и это позаимствовать?" – сказал пастырь.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, отметил, что подчинение религиозным законам - дело добровольное. "Этот вопрос даже не нравственный, а правовой. Мы не вправе ни в чем унижать достоинство традиций ислама, которые почитались даже во времена имперской России. Но вживить шариат в законодательную систему России так же сложно, как и православные законы, и тем более нельзя делать их обязательными - даже не для всех", - сказал священник. "Религиозный закон значим лишь для тех, кто добровольно его делают законом. Заставлять кого бы то ни было подчиняться закону шариата есть дело и противозаконное, и противорелигиозное", - подчеркнул отец Лука. "Такая система может повлечь за собой ослабление государства, а мы выступаем за укрепление нашей страны", - подытожил он.

"Благим намерением" считает предложение совместить шариат с действующим законодательством России, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека". "Высказывание Малашенко связано с его желанием открыть широко дверь людям в интеграцию российского общества. И я бы перевел его "шараду" так: пока и поскольку законы вашей жизни, которым вы хотите следовать, не противоречат российскому законодательству, вы будете им следовать. Но на сколько все это реализуемо, еще вопрос", - заявил он.

"Российское законодательство, например, гарантирует возможность получения образования. Однако никто не будет против домашнего образования детей: нет в стране такого закона, который обязывал бы абсолютно всех детей ходить в школу. Так и в случае с получением религиозного образования, в частности, мусульманского: никто не запретит мусульманам проживать свою жизнь по их национальным правилам, если эти правила не противоречат законам РФ", - отметил священник. "Безусловно, любая полноценная религия, коей является ислам, имеет право быть частью российской действительности и, конечно, не без пользы для ведущей российской религиозной группы - православных христиан. Мусульмане вполне могут адаптироваться к российским законам и к местным условиям жизни, не противореча законам страны", - заключил отец Макарий.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает, что на правах третейского суда в замкнутых этно-религиозных группах шариатские суды вполне могут действовать и в России. "Безусловно, должен превалировать принцип равенства всех граждан перед законом. Неизменным также должно быть главенство федерального законодательства. Но применение отдельных элементов шариата на правах третейского суда в замкнутых этно-религиозных группах по обоюдному согласию спорящих сторон можно было бы допустить, если решения такого суда не противоречат действующему федеральному законодательству и могут быть оспорены в официальном суде", - сказал он. "Думаю, что допустимо использование норм шариата и в досудебном урегулировании спорных вопросов в спорах между мусульманами. Но тут свое веское слово должны сказать юристы-эксперты", - заключил священник.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, счел предложение Малашенко странным. "Я бы поостерегся в нашей стране нарушать баланс между религиозными и светскими установлениями. Одно дело - государства, в которых ислам является государственной религией. Там это было бы уместно. Другое дело - светские государства", - сказал он. "А ведь во многих государствах Европы в их законодательствах присутствуют, безусловно, элементы христианской традиции, которая, собственно, и лежит в основании европейской цивилизации", - добавил священник.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает бесперспективным "тандем" шариата и действующего законодательства России для правовой системы страны. "Я не считаю это - перспективной идеей, поскольку подобную судопроизводственную систему можно реализовать теоретически, но не практически", - заявил он. "Такая система может быть действенной только в автономных образованиях, которые имеют право на свое внутреннее законодательство, как, например, было раньше в Советском Союзе. Однако тогда ее действие должно быть исключительно локальным, а также проходить обязательное утверждение на уровне Верховного совета, Президента и Конституционного суда. Иными словами, правовое поле должно быть исключительно государственным, но не религиозным", - отметил он. По словам священника, такая судопроизводственная система противоречит принципу равенства граждан России перед законом, которое гарантируется конституцией.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии