Из выступления лидеров стало ясно, что на встрече обсуждались как политические, так и экономические вопросы. Среди политических главное место занял кавказский конфликт. Как отметил Президент России, "последние события на Кавказе показали, что действующая система глобальной безопасности сегодня не способна предотвратить военные авантюры. Но мы должны сделать всё, чтобы создать современную надежную архитектуру этой безопасности на будущее". Чтобы легче было создавать такую архитектуру, Медведев предложил заключить "юридически обязывающий договор о европейской безопасности".
Далее Президент перешёл к делам экономическим. "Мы ещё раз убедились в том, что существующая система глобальной финансовой безопасности, как и в целом международной безопасности, к сожалению, не адекватна современным вызовам. И за теми проблемами, которые случились, стоят изъяны экономической политики, модели развития, которая была принята в Соединенных Штатах Америки в последние годы, за которую нам практически всем приходится сегодня расплачиваться", - заявил Медведев. Затем глава государства перешёл к более приятному во всех отношениях аспекту переговоров - двусторонним отношениям.
Отметив рекордный российско-германский товарооборот - около 60 миллиардов долларов, Медведев сообщил журналистам и общественности о совместных проектах с немецкой стороной:
Первое: здравоохранение, а именно повышение его эффективности и дальнейшая модернизация.
Второе: министры экономик двух стран, а также помощники Канцлера и Президента будут находиться в режиме регулярного диалога.
Третье: энергобезопасность. В первую очередь это Северо-Европейский газопровод.
Кроме того, по итогам совместной встречи были достигнуты соглашения о сооружении в Гамбурге рентгеновского лазера на свободных электронах, создании европейского центра по изучению ионов и антипротонов, а также о разработке так называемого Южнорусского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. В рамках укрепления двусторонних научных связей будет создан Германо-российский институт науки и технологий на базе Московского технического университета им. Баумана и Технического университета Мюнхена.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель от себя добавила, что "территориальная целостность Грузии не подлежит обсуждению" (а это означает, что Германия не признаёт независимость Южной Осетии и Абхазии), но вместе с тем Германия пока не считает возможным вступление Грузии в НАТО. В заключение канцлер сказала: "задача политиков - не расходиться по углам, надувшись, а договариваться. В этом смысл того поручения, которое дают люди, избирая политиков на соответствующие должности. И считаю, что именно таким образом будут поступать европейские политики, так будут поступать политики в России. Так буду поступать и я".
Итак, Россия получила зелёный свет от Германии на свои действия в Западной Европе. Германия, в свою очередь, употребляя антироссийскую риторику, сейчас более озабочена газовыми и нефтяными трубами. Сама же встреча является частью общего процесса пересмотра международного устройства мира крупными государствами. Под общие дифирамбы международному праву и необходимости подчинения диктату ООН, крупные страны делают всё, чтобы изменить это самое международное право, основанное на приоритете ООН, до основания. Первыми на этот путь вступили США, ну а дальше всё стало происходить как по пословице: "игуменья за чарку, сёстры за ковши". Вслед за США на путь "исправления" несправедливого мироустройства вступили и Европейские страны, и Россия.
Россия не в силах договориться с монолитным Евросоюзом по многим важным для себя вопросам, и вместе с тем не приемлет диктата США на своих границах и потому пытается взломать систему международной безопасности, причём не абы как, но выгодным для себя способом, а именно, используя энергетические рычаги. Сейчас дипломатия России пытается создать в Европе нечто вроде нового Тройственного Союза: Россия-Франция-Германия. Союз этот, в случае успеха, может быть дополнен новыми участниками: Испанией, к примеру. В отличие от предыдущих союзов в основе нынешнего может лежать только энергетика, то есть нефтяные и газовые ресурсы. Хорошо это или плохо, когда международные отношения рассматриваются через прицел газовой трубы? Да уж во всяком случае лучше, чем через прицел пулемёта. Пока газ идет - пушки молчат.
В.Улыбин