15 августа власти Москвы решили поддержать предложение Дмитрия Медведева о присвоении одной из улиц столицы имени Александра Солженицына. Так будет названа Большая Коммунистическая улица, когда-то именовавшаяся Большой Алексеевской - в честь старинной церкви святителя Алексия, останки которой и сегодня находятся здесь. Недалеко от Большой Коммунистической расположен известный своей антисоветской фрондой Театр на Таганке, где был поставлен первый спектакль по произведениям Солженицына, «Шарашка». Но вряд ли близость диссидентского центра повлияла на выбор именно этой улицы для увековечивания имени великого русского писателя и гражданина. Главная причина - в нынешнем идеологическом названии этой улицы.
Александр Солженицын всегда был открытым противником коммунистической идеологии и в то же время занимал однозначную государственническую позицию. Пик литературной и общественной деятельности Александра Исаевича пришёлся на шестидесятые-семидесятые годы. Это время, когда практически всё наше общество под воздействием советской пропаганды было уверено, что без коммунистической партии Россия жить не может и только верность марксистской идеологии сохраняет русский народ от гибели. Власти пугали народ идеологической безальтернативностью будущего: либо русский народ построит коммунизм для себя, а заодно и для всего мира, либо погибнет в сетях ужасного капитализма. Либо советизм, либо американизм. И в это время нашёлся человек, который смело утверждал: русский народ не просто самобытен, он совершенно самодостаточен, он вполне обойдётся без связывающих его социалистических пут, он самодержавен, то есть прекрасно может «держать» себя сам, без всяких идеологий.
Так и в конце XV века, когда, казалось бы, русские давно свыклись с мыслью, что без татарского ига Русь и представить невозможно, нашёлся человек, который громко заявил: Русь способна сама держать себя, а её князь - само-державен. Это был Великий князь Московский Иван III, с именем которого историки связывают освобождение Руси от татаро-монгольского ига. А освобождение русского народа от семидесятилетнего идеологического ига навсегда будет связано с именем Солженицына, боровшегося за свободу своей земли с помощью слова. В то же время Солженицын был и противником русофобии, попыток перевести борьбу с коммунизмом в борьбу против русского народа.
Так в чем же, по мнению Александра Исаевича, заключается сила, способная раскрыть внутренний потенциал России и вернуть её самой себе? На этот вопрос можно ответить словами одного из героев «Красного колеса», старика-философа Павла Ивановича Варсонофьева: «Законы лучшего человеческого строя могут лежать только в порядке мировых вещей. В замысле мироздания. И в назначении человека». Говоря о порядке мировых вещей, замысле мироздания, назначении человека, герой, а вместе с ним и его автор, утверждают осмысленность всего сущего. А значит, и «законы лучшего человеческого строя» могут быть даны только Тем, Кто сотворил мир и наделил его смыслом. «Строй», о котором говорит Варсонофьев, невозможен, как минимум, без веры в Бога.
Когда-то название Большой Коммунистической заставляло жителей Москвы забыть об обезглавленном храме святителя Алексия и сжиться с ценностями, насаждаемыми советской идеологией. Ныне храм восстанавливается, а имя Солженицына будет напоминать москвичам о том, что идея коммунизма мертва, но живо имя того, кто всю жизнь, из тюрьмы и «благополучного изгнанья», твердил об особом пути России. Переименование Большой Коммунистической в улицу Солженицына — уже победа убеждений писателя. И как радостно цитировать слова заместителя главы Думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Маркова, призвавшего «осмыслить концепцию» Солженицына, которого «интерпретировали как борца с коммунизмом». «Мне кажется, что он... предлагает ценности, по которым могло бы жить современное общество», - в числе прочего, сказал Марков.
А еще радостнее то, что президент России, предложивший дать одной из улиц Москвы имя Солженицына, судя по всему, не склонен оспаривать эти слова.
А.Колышкин