В настоящее время, следуя 448-ой статье УПК, чтобы получить возможность привлечь к уголовной ответственности, например, сенатора или депутата, необходимо вначале получить заключение коллегии из трех судей Верховного суда о наличии в его действиях признаков преступления, а уже затем получить согласие парламента на снятие с него депутатской или сенаторской неприкосновенности.
Эта норма - относительно новая. Она появилась в УПК в 2002 году. До этого разрешение на возбуждение уголовного дела в отношении спецсубъектов давали те профессиональные сообщества, к которым они принадлежат. Лебедев предлагает вернуться к существовавшей ранее практике, убрав из цепочки судей. "Я твердо пришел к убеждению, что эта стадия является одним из тормозов, преград к доступу к правосудию. Правосудие должно быть оперативным", - подчеркнул председатель ВС.
В соответствии с законодательством, статус неприкосновенности имеют члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, судьи Конституционного и Верховного судов, прокуроры - от генерального до районного и следователи - от руководителя Следственного комитета до самого последнего сельского правоохранителя. Кроме того, таким статусом обладают бывшие Президенты России, кандидаты на эту должность, глава Счетной палаты вместе с заместителем и всеми аудиторами, уполномоченный по правам человека, адвокаты и члены всех избирательных комиссий страны.
Готовящийся законопроект вызвал у экспертов неоднозначную реакцию. Одни увидели в нем укрепление позиций Генпрокуратуры, другие не исключили возможных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Как вы можете прокомментировать предложение Лебедева? Поможет ли оно правосудию стать "оперативным"? С такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента. Парламентарии выступили против сохранения статуса неприкосновенности для категории лиц с особым статусом. В то же время они призвали тщательно следить за тем, чтобы снятие "иммунитета" не мешало главному - исполнению госслужащим его профессиональных обязанностей.
"Правильным" назвал предложение Вячеслава Лебедева председатель Комитета Совета Федерации (СФ) по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков, бывший в свое время старшим следователем по особо важным дела МВД СССР. "Предложение Лебедева совершенно не означает, что Верховный суд решил посягнуть на институт неприкосновенности граждан, за которыми закреплен этот статус", - заявил сенатор. По мнению парламентария, исключение судей из процедуры снятия с гражданина статуса независимости не только позволит "убрать искусственно созданные процедурные моменты, но и повысит оперативность правосудия, а, главное, обеспечит будущее независимое решение суда".
А.Лысков также пояснил противоречие нынешней процедуры принципу презумпции невиновности. "Когда Верховный суд дает заключение о наличии в действиях спецсубъекта признаков преступления без проведения соответствующего расследования, это противоречит принципу презумпции невиновности, поскольку априори Верховный суд говорит, что за этим человеком что-то имеется", - подчеркнул политик. При этом он обратил особое внимание на то, что главными экспертами в процессе привлечения "неприкосновенных" к уголовной ответственности являются Госдума и Совет Федерации, которые дают согласие на снятие иммунитета с депутатов и сенаторов, Конституционный суд - при необходимости снять статус неприкосновенности с судей КС, Верховный суд, если требуется снятие неприкосновенности с судей ВС и т.д.
Сенатору показались "надуманными" опасения некоторых экспертов, полагающих, что предложение Лебедева укрепит позиции Генпрокуратуры и всколыхнет волну возможных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. "В Конституции написано, что палаты парламента рассматривают представление Генпрокуратуры, поэтому никаких новых полномочий Генпрокуратуре предложение Лебедева не добавляет", - заключил А.Лысков.
Вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска считает, что в России необходимо отменить статус неприкосновенности. "В России необходимо отменить статус неприкосновенности, поскольку перед законом и сенатор, и депутат, и простой гражданин должны быть равны", - заявила депутат. "Мы очень часто критикуем Европу за применение двойных стандартов по тем или иным общественно значимым вопросам, хотя, по сути дела, особый статус, который у нас прописан в законе о статусе депутата, - это тоже двойной стандарт", - добавила она.
По мнению парламентария, "если необходимость отмены статуса неприкосновенности будет касаться оперативного вмешательства, срочных действий, в том числе и судебных дел, то предложение Вячеслава Лебедева поможет правосудию стать оперативным". "Предложение председателя Верховного суда абсолютно оправдано", - заключила Л.Слиска.
Поддержал предложение председателя Верховного суда первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, член фракции "Единая Россия" Михаил Гришанков. "Сегодня, чтобы возбудить уголовное дело в отношении, например, следователя-взяточника или любого другого представителя из числа спецсубъектов, требуется проведение достаточно сложной процедуры", - заявил депутат. "Поэтому, - пояснил он, - идея Лебедева понятна и достойна поддержки". Парламентарий отметил, что "вопрос о снятии иммунитета неоднократно обсуждался и в Госдуме". "На сегодняшний день иммунитетом должны обладать только те лица, которые прописаны в Конституции Российской Федерации, а если они еще и совершают преступление, то процедура должна быть максимально упрощена, как и предлагает Лебедев", - заключил Михаил Гришанков.
Русская линия