В заседании форума приняли участие представители девяти региональных и федеральных СМИ, сотрудник прокуратуры Архангельской области Татьяна Гармаш, пресс-секретарь Регионального управления ФСБ по Архангельской области Наталья Ожигина, настоятель подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске иеромонах Феодосий (Нестеров) и др.
Открывая встречу, пресс-секретарь нацпроекта "Здоровье" в Архангельской области Татьяна Дрягина отметила, что "деятельность деструктивных религиозных культов в регионе наносит прямой, порой непоправимый ущерб, прежде всего духовному и психическому здоровью граждан". По её мнению, эта проблема давно перешла границы сугубо духовной сферы и приобрела медицинский аспект. Недавний скандал вокруг продажи псевдоцелительской литературы и лекций оккультиста А. Бухтоярова в архангельском Центре медико-психологической помощи детям и подросткам "Леда" - яркое тому подтверждение.
Бурное обсуждение вызвал доклад профессора кафедры уголовного права Международного института управления (МИУ), кандидата медицинских наук Елены Боярской на тему: "Психолого-психиатрический аспект влияния на личность деструктивных культов". Во время своего выступления, ученый подробно остановилась на методов контроля сознания, применяемые в известных тоталитарных сектах "Свидетелей Иеговы", неопятидесятников, мормонов и неоиндусских культах "Ашрам Шамбала", Общество сознания Кришны, "Духовное возрождение северян" и др.
Е.Боярская отметила, что отличительной чертой деструктивных коммерческих, политических и религиозных культов от общественных организаций является их авторитарность. Особую опасность представляют секты неоиндусского происхождения, где используются психофизические методы воздействия и медитация.
"Сосредоточение власти и авторитета в руках одного или нескольких лидеров секты, безапелляционный, некритический характер религиозно-мистической или политической концепции, откровенное запугивание адептов - наносят ущерб физическому и духовному здоровью людей. Психологические методы манипулирования заставляют адепта наносить вред себе и окружающим, бросать работу, дарить секте имущество. Как только адепт теряет здоровье, сектанты стараются вытеснить его из своей организации, что в итоге приводить к внутреннему духовному опустошению, иногда самоубийству ", - заключила профессор.
По словам прокурора Т. Гармаш, действующее законодательство и юридическое толкование закона "О свободе совести и вероисповедания" не позволяет эффективно противодействовать преступной деятельности некоторых религиозных организаций. Попытки внести поправки к закону на региональном уровне ни к чему не привели.
В свою очередь, выпускающий редактор газеты "Православие на Северной земле" Дионисий Данилов отметил, что в условиях, когда правовые возможности борьбы с деструктивными культами ограничены, необходимо формировать общественное мнение, направленное против сектантства, как общественной болезни.
"Сегодня нам внушают, что цель и смысл жизни русского народа - экономическая стабильность. Маммона (деньги, финансовое благосостояние) стала "религиозным" культом. И это само по себе уже создает условия для развития сектантства. Уходя в секту люди, ищут того же, что и в плотской жизни - удовольствия и материальных благ. В Церковь же верующие идут ради спасения себя и ближних", - подчеркнул Д. Данилов.
Также на собрании прозвучали доклады преподавателя кафедры культурологи и религиоведения Поморского университета им. Ломоносова (ПГУ) Василия Абрамовского "Новые религиозные культы "архангельского происхождения", руководителя общественной организации "Архангельский антисектантский центр" Ольги Оберюхтиной "Деятельность сект неоиндусского толка в Архангельской области. Опыт работы Архангельского антисектантского центра", студента факультета религиоведения ПГУ Алексея Гордобаева "Деятельность сект неохристианского толка в Архангельской области".
Русская линия