Владыка Кирилл отверг обвинения ряда академиков-атеистов, направивших открытое письмо Президенту, в "клерикализации" страны. "Клерикализация - это когда духовенство берет в свои руки светскую власть. Вот если бы митрополит был министром по делам науки, и уважаемые академики приходили бы к нему за инструкциями, вот это была бы клерикализация", - пояснил он.
Митрополит Кирилл отметил, что иначе отнесся бы к письму академиков, если бы там были подписи Андрея Сахарова и Александра Солженицына, которые еще в советские годы "возвышали свой голос, защищая права людей". То, что авторы "письма десяти" в советский период ничего не писали властям по поводу ущемления прав человека, по словам митрополита Кирилла, "побуждает думать, что то, что тогда происходило, устраивало этих людей". "Я хотел бы поговорить с этими людьми по-человечески, в спокойной обстановке, а не в политизированном ключе, без какого-то ненужного пиара", - сказал владыка.
Он добавил, что сегодня главный пафос работы Церкви - гармонично сочетать ее интересы с интересами всего общества. "Мы не уйдем в изоляцию и будем в диалоге с людьми самых разных взглядов, в том числе и с академиками", - заявил представитель Церкви.
Митрополит Кирилл высказался также по вопросу воссоединения РПЦ и РПЦЗ. По его словам, для окончательного объединения потребуется "пятилетний период трансформации". "Во время этого периода будут проходить собрания духовенства, епископата, верующих - как нашего духовенства, так и Русской Зарубежной Церкви", - сказал митрополит. Он отметил, что на этих собраниях будет вырабатываться "модель, которая должна будет реализовываться после окончательной трансформации".
На сегодняшний день, добавил владыка, в РПЦ удовлетворены итогами первых трех месяцев после подписания Акта о каноническом общении, которым было преодолено 80-летнее разделение Русской Церкви. "В соответствии с концепцией объединения, на сегодняшний день достигнуто все то, что предполагалось", - сказал владыка Кирилл. Он уточнил, что имеет в виду не только текст соглашения о воссоединении обеих частей Русской Церкви, но и методологию этого воссоединения, а также напомнил, что РПЦ и РПЦЗ были разделены на протяжении десятков лет, чем и объясняются возможные возникновения некоторых противоречий. "Разделение было болезненным. За эти годы две общины сформировали свой образ жизни", - отметил владыка Кирилл.
По его словам, между укладами жизни РПЦ и РПЦЗ было много общего, но были и нюансы. "Было бы совершенно наивно предполагать, что в момент подписания акта все это в одночасье было бы преодолено", - считает митрополит Кирилл. Владыка добавил, что в процессе переговоров об объединении обе Церкви выработали общие точки зрения по тем проблемам, которые их разъединяли.
Владыка Кирилл не обошел вниманием и активно обсуждаемое церковными и светскими СМИ обращение епископа Диомида. На его взгляд, письмо за подписью епископа Чукотского Диомида с критикой в адрес иерархов, сотрудничающих с властью и ведущих диалог с христианами других конфессий, было специально инспирировано отдельными политическими группами в преддверии выборов. "Святые отцы уважительно относились к государственной языческой власти. Церковь никогда не уходила в сторону от диалога с властями. Почему это надо сделать сейчас, в преддверии декабрьских выборов и выборов президента?" - заявил он. По словам митрополита Кирилла, ему известны имена людей, стоящих за появлением "так называемого письма Диомида".
При этом председатель ОВЦС заметил, что сам он не уверен в авторстве владыки Диомида и будет на этом настаивать, пока сам с ним не поговорит. "Я встречался с епископом Диомидом до этого, храню в памяти добрый образ владыки и не хотел бы его разрушать", - сказал митрополит Кирилл.
По его мнению, у "так называемого письма Диомида", как и у письма академиков, недовольных "клерикализацией общества", одна и та же цель - заставить Церковь уйти в изоляцию. Однако это, по словам митрополита, противоречит самой природе Церкви. "Уход в изоляцию означает для Русской Православной Церкви отказаться от миссии преобразования общества", - пояснил митрополит Кирилл, напомнив, что даже в советское время, когда Церковь была гонима, она не отказывалась от воздействия на общество".
Русская линия