"Богатые ресурсы Прикаспийского региона и Центральной Азии нуждаются в транспортировке. Мы будем искать различные маршруты. Знаковым проектом может стать строительство судоходного канала "Евразия" между Каспийским морем и Черным", - передает слова Назарбаева Newsru.com. Президент Казахстана при этом сослался на данные специалистов, по расчетам которых канал может оказаться на тысячу километров короче, чем проход через Волго-Донской канал.
"Если эффективно использовать имеющийся транзитный потенциал, Казахстан и страны Центральной Азии получат беспрепятственный доступ к выходу в Мировой океан. Однако если такого доступа Казахстан не получит, мы будем вынуждены искать альтернативные пути. Главная роль при выборе транспортных коридоров принадлежит экономическому подходу, в этом нет никакой политики в отличие от того, что об этом пишет иногда пресса", - сказал Назарбаев.
Он также предложил "серьезно изучив, вернуться к переброске части стока Сибирских рек в район Казахстана, Среднюю Азию". "Вот такие стратегические проекты решительно сближают наши страны. И самое главное, что нам по плечу решать столь мощные интеграционные задачи сегодня", - подчеркнул казахстанский лидер, отметивший, что предложенные им стратегические проекты "решительно сближают наши страны".
Новый водный коридор между Каспийским и Азово-Черноморским бассейнами должен пройти южнее Волго-Донского канала, и уменьшить примерно вдвое протяженность пути, связывающего ныне Каспий и Азов и составляющего около полутора тысячи километров.
Как сообщили ИТАР-ТАСС в думском комитете по делам СНГ, канал, предположительно пройдет по маршруту Каспийское море - реки Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч - Азовское море. По этим данным, "проектанты прорабатывают сейчас возможность выхода канала в Каспийское море на участке от Кизлярского залива до проектируемого порта Лагань, а в Азовском море - на участке между портом Азов и Ейском". В случае реализации проекта "Евразия", стоимость которого составит порядка 160 млрд рублей, его грузопропускная способность более чем втрое превысит возможности второй линии Волго-Донского канала, которая оценивается в 16 млн тонн. Новый водный путь Азов - Каспий, который станет основным звеном международного транспортного коридора, должен сократить доставку грузов между Европой и Азией по океанам и морям с 1,5 месяцев до 10 дней.
Между тем, оба проекта уже пытались в свое время воплотить в жизнь. Так идею строительства нового канала обсуждали еще в 1936 году, но реализовать проект тогда не удалось. Что же касается второго предложения Назарбаева - повернуть сибирские реки - то тут споры идут уже более полувека и экологи категорически возражают против такого грубого вмешательства в естественное течение рек. Этот проект намеревался осуществить еще пленум ЦК в 1965 году, и в годы т.н. "перестройки" его едва не приняли. Потом об этом на время забыли, но в 2002-м мэр Москвы Лужков вновь затронул эту тему.
"Все эти три позиции абсолютно не применимы к проекту переброски части стока сибирских рек в Центральную Азию. Нельзя перебрасывать эти реки. Низовья сибирских рек - это уязвимая экосистема, Ледовитый океан - это тоже уязвимая экосистема, баланс должен быть, - сказал по этому поводу в интервью "Эху Москвы" известный эколог, член-корреспондент Российской академии наук Алексей Яблоков. - С другой стороны, если взять воду из сибирских рек и направить ее в Аральское море или куда-то в Центральную Азию, то она по пути создаст колоссальные проблемы: произойдет заболачиваемость огромных территорий. Это дорого, надо поднимать на высоту, опять опускать эту воду, и когда она дойдет до Арала, она будет "золотой", не говоря о том, что попутно она вызовет засоление земель вокруг Аральского моря..." Поэтому, уверен эксперт, "хорошего ответа в связи с перебросками стока рек в Центральную Азию, не получается". Зато с первым предложением Назарбаева (строительство канала Каспий-Черное море), Яблоков согласен, поскольку, по его мнению, это можно сделать экологически безопасно, экономически выгодно и политически разумно.
Русская линия