"Комсомолец" представлял собой уникальный титановый корабль с глубиной погружения до 1000 метров. В апреле 1989 года лодка возвращалась с боевой службы, находясь на глубине 160 метров в водах Норвежского моря, в 180 км к юго-западу от о.Медвежий. 7 апреля в 11:03 была объявлена аварийная тревога по причине возникновения пожара в 7-ом отсеке. Через 11 минут с момента начала пожара АПЛ всплыла на поверхность. В результате пожара возникли короткие замыкания, что привело к срабатыванию аварийной защиты реактора атомной энергоустановки.
Пожар был настолько сильным, что произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления. Это способствовало усилению пожара. Борьба за живучесть, которую вел экипаж, результатов не имела. Подводная лодка лишилась электроэнергии и запаса воздуха высокого давления. К 17:00 начал резко возрастать дифферент. АПЛ теряла запас плавучести и продольную остойчивость. Началась эвакуация экипажа на спасательные плоты, которых оказалось недостаточно. Спасательные лодки, сброшенные с самолета, были слишком далеко и экипаж воспользоваться ими не смог. В 17:08 подводная лодка затонула на глубине 1685 метров. Погиб командир и 41 член экипажа. Плавбаза "Александр Хлобыстов", которая подошла для спасения только через 81 минуту, взяла оставшихся на поверхности моря подводников на борт. На плавбазу было поднято 25 моряков и тела пяти погибших.
Точной причины возникновения пожара установить не удалось. По одной из версий, пожар возник в результате повышенной концентрации кислорода в 7-ом отсеке и короткого замыкания в электрических цепях.
Испытания подлодки перед ее выходом в автономное плавание показали, что лодку нельзя выпускать в море. Имеется также информация, что экипаж на лодке не был достаточно подготовлен, что и явилось причиной трагического развития событий.
ПОБЕДА.RU