В этом году в поминальные Царские дни (с 16 по 24 июля) в Петербурге, в музее Академии художеств проходила выставка работ родной сестры Царя Мученика - Ольги Александровны Романовой (1882-1960). Настоящую радость ценителям искусства и почитателям Царской Семьи принесла эта выставка, - и потому, что Ольга Александровна была профессиональной художницей, уже при жизни признанной в дореволюционной России и в русском Зарубежье, и потому что во всех работах великой княгини отразился светлый мир ее детства и юности, той эпохи, которую мы теперь называем "царское время".
Радостные, светлые пейзажи, сделанные Ольгой Александровной в Гатчине, на берегу Финского залива, в Крыму, в Дании и в Канаде, природа которой больше всего напоминала ей русскую, объединяет общее настроение любви к жизни, к Божьему творению. Любви и любования. Особенно это относится к многочисленным цветочным акварелям.
Особая любовь к цветам, стремление отобразить их красоту на бумаге и холсте по воспоминаниям у Великой княжны Ольги Александровны начала проявляться очень рано (в возрасте 4-5 лет). Любопытно, что увлечение художников цветочными орнаментами, акварелями, пейзажными зарисовками с цветами было вообще характерно для искусства начала XX века. Но в большинстве случаев увлекались этим художники-модернисты, которые вносили в свои работы дух упадничества и эротизма, а часто и извращенчества. Их изображения как будто служат бесконечно повторяющей иллюстрацией к бодлеровским "Цветам зла", которые были необычайно популярны в "декадентской России". Увы, этими цветами в то время (как знаками наступающей апостасии) стали украшать и бытовые предметы. Так же, как сейчас мы видим на упаковочных материалах штрих-коды, так в начале XX века на конфетных, чайных, парфюмерных коробках, на рекламных листках, на билетах в синема и в театр, на обложках журналов, в орнаментах на обоях, на фарфоре и стекле мы видим повторяющиеся "бесстыдные орхидеи".
Но рядом с "декадентской Россией", казалось бы, на той же земле, в той же северной столице существовала еще и Царская Россия. И она, глазами, рукой Ольгой Александровны видела и изображала, что на полях, в садах и парках нашей Родины растут не "цветы зла", а цветы добра - Божии создания, которые несут людям напоминание о райском саде.
Вслед за Ахматовой Ольга Александровна могла бы воскликнуть:
"Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой..."
Все цветочные акварели Великой Княгини Ольги Александровны сливаются в образ "единственного сада", "сада нашей Родины", "Сада Пресвятой Богородицы".
А для нас, посетителей выставки в Академии художеств, они стали "вестью из миров иных", веянием хлада тонка - откровения о душе, которая так умела видеть и воспринимать мир, что от созданных полвека и более назад вещей, не перестает исходить тепло, свет, утешение.
До революции Великая Княгиня Ольга Александровна основала "Общество помощи нуждающимся художникам". Многим талантливым людям помогала царственная художница в годы существования Общества - с 1912 по 1917. В своем особняке на Большой Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского д.46-48) Ольга Александровна устраивала благотворительные выставки художников, где экспонировалось одновременно до 400 работ. Среди представленных на выставках картин преобладал пейзаж. Все вырученные средства поступали в помощь семьям бедных художников.
Доставившая работы Великой Княгини Ольги Александровны в Петербург вдова ее сына Тихона Николаевича Куликовского-Романова и Председатель Фонда имени Ея Императорского Высочества Ольги Александровны - О.Н.Куликовская-Романова надеется, что власти Петербурга сочтут в ближайшее время возможным предоставить сохранившийся на ул. Чайковского особняк для нужд художественного музея. В этом случае Ольга Николаевна Куликовская-Романова готова передать все работы своей царственной тещи в дар этому музею. "Убеждена, что в скором времени искусство Великой Княгини Ольги Александровны по праву займет свое скромное, но законное место в истории Русского Искусства в целом", - сказала О.Н.Куликовская-Романова на встрече с посетителями выставки в Академии художеств. Дай Бог, можем пожелать и мы.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии