Конференция "Новые материалы по истории и культуре старообрядчества" прошла в Государственном историческом музее

0
61
Время на чтение 4 минуты
Научная конференция "Новые материалы по истории и культуре старообрядчества" состоялась 12 мая в Государственном историческом музее (ГИМ) в преддверии открытия выставки "Тайны старой веры". Оба мероприятия были приурочены к 100-летию Высочайшего императорского указа "Об укреплении начал веротерпимости в России", согласно которому старообрядцы были уравнены в правах с населением России, а также распечатанию алтарей храмов Рогожского старообрядческого кладбища, опечатанных за полвека до того царскими чиновниками.
В конференции приняли участие как светские специалисты: историки, филологи и искусствоведы, представлявшие ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга, академические институты и вузы, так и представители митрополии Русской Старообрядческой Церкви (РПСЦ). На научном собрании присутствовал старообрядческий епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов).
Открывая конференцию, директор ГИМа Александр Шкурко говорил об огромном вкладе старообрядчества в развитие культуры России. С приветствием к собравшимся обратился управляющий делами митрополии РПСЦ протоиерей Евгений Чунин. Он пригласил участников форума на праздничные мероприятия, которые состоятся 13-15 мая в Рогожской слободе - это открытие книжной выставки из собрания Рогожской общины, выставки реликвий из ризницы Покровского собора Рогожского кладбища, особая церковная служба в честь распечатания алтарей и крестный ход вокруг всего Рогожского поселка, а также вечер церковных песнопений.
Главный научный сотрудник ГИМа, специалист по истории старообрядчества Елена Юхименко сделала доклад об обнаруженном ею новом эпистолярном источнике - это десять писем старообрядческого священника Дмитрия Смирнова с русско-японской войны 1904-1905 гг. Поездка двух священников Смоленской епархии на театр военных действий по благословению архиерея в те годы была смелым и дерзким предприятием: в преддверии принятия Высочайшего указа "О веротерпимости..." все ограничения и запреты в отношении старообрядческого духовенства продолжали действовать. В письмах о. Дмитрий рассказывает о том, как искал по солдатским баракам старообрядцев, как почти подпольно служил литургию на квартирах, какие мытарства по военно-бюрократическим инстанциям пришлось ему пройти, чтобы получить разрешение духовно укреплять воинов, поддерживать раненых, напутствовать умирающих в госпиталях. В письмах священника отражена также та перемена в отношении старообрядцев, которая стала возможной благодаря упомянутому Указу 17 апреля 1905 г.
Доклад сотрудника музея им. Глинки Марины Рахмановой был посвящен событиям, которые предшествовали принятию этого Указа. Герой доклада - крупнейший русский исследователь певческой медиевистики Степан Смоленский, изучая музыкальную культуру старообрядцев, так проникся их проблемами, что положил немало усилий, чтобы помочь старообрядцам "пробиться" со своими прошениями на самый верх бюрократической пирамиды. В докладе анализируется содержание этих прошений, отношение министров внутренних дел - Плеве, Святополк-Мирского, Булыгина к проблеме старообрядчества, усилия многих известных людей, готовых искренне помочь хранителям древнего благочестия в обретении прав на открытое исповедание веры. Исследователь подчеркнула в заключение, что для процедуры распечатания алтарей Рогожских храмов император Николай II направил из Санкт-Петербурга своего личного друга князя Голицына, что свидетельствовало о том значении, которое царь придавал этому акту.
В числе ярких фигур "золотого" периода старообрядчества (от Указа и до 1918 г.) - отец и сын Богатенко. Эти имена упоминались в первых двух докладах, а персонально о них рассказала историк из Московского государственного университета Елена Агеева. Семья Богатенко внесла огромный вклад в сохранение и возрождение старообрядческих традиций в самых разных областях. Отец - Александр, выходец из Казани, немало способствовал принятию Указа о веротерпимости, стал старообрядческим епископом, возрождал книгоиздание и духовное образование, был одним из инициаторов строительства храма-колокольни на Рогожском кладбище в память о распечатании алтарей. Сын Яков был одаренным иконописцем, историком старообрядчества, исследователем певческого искусства, руководителем хора Рогожской общины.
Сотрудник Института российской истории РАН Елена Белякова, специалист по истории Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., рассказала о всех стадиях обсуждения старообрядческого вопроса на предсоборных совещаниях. Она отметила живой интерес участников Собора к этой проблеме, но и наличие серьезных разногласий, что не позволило принять основополагающих решений. В соборных определениях разработан лишь вопрос о статусе единоверческих епископов, зависимых от епархиальных архиереев. Не удалось в 1917-1918 гг. снять церковные "клятвы" на старообрядцев (это было сделано лишь в 1971 г.), признать их обряды "равночестными". Однако исследовательница подчеркнула, что многочисленные предложения участников Собора о возрождении и совершенствовании общецерковной жизни очевидно опирались на старообрядческую практику.
С докладами на конференции выступили представители митрополии РПСЦ. Кандидат филологических наук Виктор Боченков проанализировал эволюцию взгляда на старообрядчество известного русского писателя П. Мельникова-Печерского. Хранитель книжного собрания Рогожского кладбища, сотрудник митрополии РПСЦ Валерий Волков рассказал о составе Рогожской библиотеки в лучшие для старообрядчества годы (1905-1918 гг.) и о нынешнем ее состоянии. Сейчас, по словам Волкова, книгохранилище насчитывает около 6 тыс. единиц хранения: среди них - уникальные рукописи, богослужебная и певческая литература, апологетические, полемические, исторические сочинения. С этим собранием сейчас ведется активная исследовательская работа.
Различным аспектам старообрядческой художественной культуры были посвящены доклады историка Юрия Грибова ("Старообрядческий лицевой Апокалипсис: вопросы стиля и иконографии"), искусствоведов Ирины Бусевой-Давыдовой ("О границах понятия "старообрядческая икона"), Надежды Пивоваровой ("Старообрядческие иконы в собраниях Петербурга и Москвы"), Валерия Игошева ("Ювелирная мастерская Мишуковых и ее связь со старообрядческой традицией") и другие.
Благовест-инфо / Седмица.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06