В конференции приняли участие как светские специалисты: историки, филологи и искусствоведы, представлявшие ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга, академические институты и вузы, так и представители митрополии Русской Старообрядческой Церкви (РПСЦ). На научном собрании присутствовал старообрядческий епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов).
Открывая конференцию, директор ГИМа Александр Шкурко говорил об огромном вкладе старообрядчества в развитие культуры России. С приветствием к собравшимся обратился управляющий делами митрополии РПСЦ протоиерей Евгений Чунин. Он пригласил участников форума на праздничные мероприятия, которые состоятся 13-15 мая в Рогожской слободе - это открытие книжной выставки из собрания Рогожской общины, выставки реликвий из ризницы Покровского собора Рогожского кладбища, особая церковная служба в честь распечатания алтарей и крестный ход вокруг всего Рогожского поселка, а также вечер церковных песнопений.
Главный научный сотрудник ГИМа, специалист по истории старообрядчества Елена Юхименко сделала доклад об обнаруженном ею новом эпистолярном источнике - это десять писем старообрядческого священника Дмитрия Смирнова с русско-японской войны 1904-1905 гг. Поездка двух священников Смоленской епархии на театр военных действий по благословению архиерея в те годы была смелым и дерзким предприятием: в преддверии принятия Высочайшего указа "О веротерпимости..." все ограничения и запреты в отношении старообрядческого духовенства продолжали действовать. В письмах о. Дмитрий рассказывает о том, как искал по солдатским баракам старообрядцев, как почти подпольно служил литургию на квартирах, какие мытарства по военно-бюрократическим инстанциям пришлось ему пройти, чтобы получить разрешение духовно укреплять воинов, поддерживать раненых, напутствовать умирающих в госпиталях. В письмах священника отражена также та перемена в отношении старообрядцев, которая стала возможной благодаря упомянутому Указу 17 апреля 1905 г.
Доклад сотрудника музея им. Глинки Марины Рахмановой был посвящен событиям, которые предшествовали принятию этого Указа. Герой доклада - крупнейший русский исследователь певческой медиевистики Степан Смоленский, изучая музыкальную культуру старообрядцев, так проникся их проблемами, что положил немало усилий, чтобы помочь старообрядцам "пробиться" со своими прошениями на самый верх бюрократической пирамиды. В докладе анализируется содержание этих прошений, отношение министров внутренних дел - Плеве, Святополк-Мирского, Булыгина к проблеме старообрядчества, усилия многих известных людей, готовых искренне помочь хранителям древнего благочестия в обретении прав на открытое исповедание веры. Исследователь подчеркнула в заключение, что для процедуры распечатания алтарей Рогожских храмов император Николай II направил из Санкт-Петербурга своего личного друга князя Голицына, что свидетельствовало о том значении, которое царь придавал этому акту.
В числе ярких фигур "золотого" периода старообрядчества (от Указа и до 1918 г.) - отец и сын Богатенко. Эти имена упоминались в первых двух докладах, а персонально о них рассказала историк из Московского государственного университета Елена Агеева. Семья Богатенко внесла огромный вклад в сохранение и возрождение старообрядческих традиций в самых разных областях. Отец - Александр, выходец из Казани, немало способствовал принятию Указа о веротерпимости, стал старообрядческим епископом, возрождал книгоиздание и духовное образование, был одним из инициаторов строительства храма-колокольни на Рогожском кладбище в память о распечатании алтарей. Сын Яков был одаренным иконописцем, историком старообрядчества, исследователем певческого искусства, руководителем хора Рогожской общины.
Сотрудник Института российской истории РАН Елена Белякова, специалист по истории Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., рассказала о всех стадиях обсуждения старообрядческого вопроса на предсоборных совещаниях. Она отметила живой интерес участников Собора к этой проблеме, но и наличие серьезных разногласий, что не позволило принять основополагающих решений. В соборных определениях разработан лишь вопрос о статусе единоверческих епископов, зависимых от епархиальных архиереев. Не удалось в 1917-1918 гг. снять церковные "клятвы" на старообрядцев (это было сделано лишь в 1971 г.), признать их обряды "равночестными". Однако исследовательница подчеркнула, что многочисленные предложения участников Собора о возрождении и совершенствовании общецерковной жизни очевидно опирались на старообрядческую практику.
С докладами на конференции выступили представители митрополии РПСЦ. Кандидат филологических наук Виктор Боченков проанализировал эволюцию взгляда на старообрядчество известного русского писателя П. Мельникова-Печерского. Хранитель книжного собрания Рогожского кладбища, сотрудник митрополии РПСЦ Валерий Волков рассказал о составе Рогожской библиотеки в лучшие для старообрядчества годы (1905-1918 гг.) и о нынешнем ее состоянии. Сейчас, по словам Волкова, книгохранилище насчитывает около 6 тыс. единиц хранения: среди них - уникальные рукописи, богослужебная и певческая литература, апологетические, полемические, исторические сочинения. С этим собранием сейчас ведется активная исследовательская работа.
Различным аспектам старообрядческой художественной культуры были посвящены доклады историка Юрия Грибова ("Старообрядческий лицевой Апокалипсис: вопросы стиля и иконографии"), искусствоведов Ирины Бусевой-Давыдовой ("О границах понятия "старообрядческая икона"), Надежды Пивоваровой ("Старообрядческие иконы в собраниях Петербурга и Москвы"), Валерия Игошева ("Ювелирная мастерская Мишуковых и ее связь со старообрядческой традицией") и другие.
Благовест-инфо / Седмица.Ru