Ежегодное форсирование реки Великой ведет к постепенному разрушению фресок XII века в Мирожском монастыре 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ежегодное форсирование реки Великой ведет к постепенному разрушению фресок XII века в Мирожском монастыре

26.03.2005

Форсирование реки Великой в Пскове, ежегодно проводимое в дни города в июле, ведет к постепенному разрушению фресок XII века в Мирожском монастыре. Основные залпы действа производятся на городском пляже возле памятника архитектуры с уникальными фресками. Как сообщила заведующая отделом Псковского музея-заповедника "Мирожский комплекс" Таисия Круглова, во время форсирования 23 июля 2004 года сотрудники отдела "Мирожский комплекс" находились внутри Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. По их наблюдению, от ударной волны стены вибрируют.
По словам Таисии Кругловой, "из-за вибрации на отдельных участках стен усиливается шелушение красочного слоя, что со временем приведет к осыпанию пигмента, произошло увеличение трещины в алтарном отсеке". Кроме того, сотрудники комплекса отметили ухудшение состояния вентиляционных шахт начала ХХ века, осыпание цементного слоя и деформацию водой. Вне поля зрения остались фундамент и нижняя часть стен, которые находятся под цементным слоем начала ХХ века.
"Фундамент собора уже в начале ХХ века был в ветхом состоянии и на протяжении всего существования он подвергался подтоплению паводковыми водами, последствия вибрации для него могут быть катастрофическими, таким образом, есть реальная угроза потерять уникальный памятник", - заключила Таисия Круглова.
Напомним, Мирожский монастырь расположен на левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи. Это один из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-западной Руси в целом. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта, новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней.
В XII веке он представлял собой необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами, которые вскоре были надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311гг.) в Пскове.
Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. По подсчетам реставраторов, на сегодняшний день сохранилось около 80 % первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции "Деисус", "Вознесение", "Рождество Христово", "Успение Богоматери", "Сретение", "Богоявление", "Воскрешение Лазаря", "Распятие", "Снятие с креста", "Воскресение Господне", "Сошествие Св. Духа на Апостолов" украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых.
Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М.Сафонова. В ходе реставрационных работ следы позднего восстановления были, в основном, сняты, в настоящее время ведутся работы по укреплению живописного слоя.
ПАИ / Regions.Ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме