Ежегодное форсирование реки Великой ведет к постепенному разрушению фресок XII века в Мирожском монастыре
0
26.03.2005132
Форсирование реки Великой в Пскове, ежегодно проводимое в дни города в июле, ведет к постепенному разрушению фресок XII века в Мирожском монастыре. Основные залпы действа производятся на городском пляже возле памятника архитектуры с уникальными фресками. Как сообщила заведующая отделом Псковского музея-заповедника "Мирожский комплекс" Таисия Круглова, во время форсирования 23 июля 2004 года сотрудники отдела "Мирожский комплекс" находились внутри Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. По их наблюдению, от ударной волны стены вибрируют. По словам Таисии Кругловой, "из-за вибрации на отдельных участках стен усиливается шелушение красочного слоя, что со временем приведет к осыпанию пигмента, произошло увеличение трещины в алтарном отсеке". Кроме того, сотрудники комплекса отметили ухудшение состояния вентиляционных шахт начала ХХ века, осыпание цементного слоя и деформацию водой. Вне поля зрения остались фундамент и нижняя часть стен, которые находятся под цементным слоем начала ХХ века. "Фундамент собора уже в начале ХХ века был в ветхом состоянии и на протяжении всего существования он подвергался подтоплению паводковыми водами, последствия вибрации для него могут быть катастрофическими, таким образом, есть реальная угроза потерять уникальный памятник", - заключила Таисия Круглова. Напомним, Мирожский монастырь расположен на левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи. Это один из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-западной Руси в целом. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта, новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. В XII веке он представлял собой необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами, которые вскоре были надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311гг.) в Пскове. Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. По подсчетам реставраторов, на сегодняшний день сохранилось около 80 % первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции "Деисус", "Вознесение", "Рождество Христово", "Успение Богоматери", "Сретение", "Богоявление", "Воскрешение Лазаря", "Распятие", "Снятие с креста", "Воскресение Господне", "Сошествие Св. Духа на Апостолов" украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М.Сафонова. В ходе реставрационных работ следы позднего восстановления были, в основном, сняты, в настоящее время ведутся работы по укреплению живописного слоя. ПАИ / Regions.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна