В наше время мы пережили, да и продолжаем переживать сектантскую истерию "о конце времен". При чем эта истерия охватывает порой и внутрицерковные круги. Людей вменяемых такая истерия может только отвратить. Хотя понятно, что и в наше время, как и прежде, - даже в наше время более, чем прежде, необходимо напоминать о Страшном Суде. Одна из новых и, как показал огромный читательский интерес среди православных, удачная форма такого напоминания - православная беллетристка. Прежде всего это относится к книгам Юлии Вознесенской. Две ее первые книги - "Мои посмертные приключения" и "Кассандра или приключение с макаронами" переизданы уже трижды, только что вышедшая последняя книга "Паломничество Ланселота" сразу стала бестселлером. Именно в ней говорится о последних месяцах перед концом света и о Втором славном пришествии Господа.
Художественные достоинства и недостатки книги разбирать мы не будем. Хотя, надо сказать, что в разряд мировой классики она, конечно, не войдет. Но, думается, у автора и нет таких амбиций. Единственное, что хотелось бы отметить, - это то, что книга, пожалуй, слишком затянута. "Кассандра" написана более увлекательно и читается с большим интересом. Но этот недостаток "Ланселота" можно рассматривать и как достоинство, - дело в том, что по сравнению с первой частью дилогии о Конце, вторая более философична. В ней много идей и мыслей, которые важно не потерять из виду. Разглядеть за сюжетом. Первая и главная идея, которая пронизывает всю книгу, - это уверенность в том, что спасает только любовь.
Любовь спасает людей во все времена и особенно спасительным ее действие будет во времена последние. При этом у Вознесенской эта любовь в первую очередь брачная. Плодом которой, даже в последние времена, становятся дети. "Паломничество Ланселота" можно сказать переполнено брачными историями. При чем изображены они так, что иному благочестивому читателю могут показаться даже кощунством, - в изображении Вознесенской и в последние времена брачная любовь проявляет себя в полноте, - это не платоническая любовь, это чувство, которое охватывает всего человека, и дает ему полноту жизни и живит все вокруг. Все, кто встречается с Кассандрой и Леонардо, Ланселотом и Дженни, дядей Лешей и Ларой, согреваемые теплом их любви, тоже пробуждаются к жизни по любви. Так происходит с диким мальчишкой Карлом и разбойником Драганом, с братьями Якобом и Хольгером, с детьми из приюта, с несчастными калеками на "гонках Мессии". В первой и во второй части дилогии о Конце подчеркивается, что любовь брачная не противостоит любви монашеской. В одной общине в долине живут монахини горней обители и семьи с детьми. И всеми ими управляет мудрая и любящая игуменья Елизавета. Нет противопоставления и между любовью брачной и любовью братской, дружеской, - всех членов общины матери Елизаветы, как и других тайных христианских общин, сохранившихся до Второго Славного Пришествия Господа, связывает друг с другом любовь. Любовь эта переливается и на "неверных". У настоящих христиан нет гнушения теми, кто принял печать Антихриста. А есть сострадание и деятельная помощь. В Гефсимании собирают тех, кто получил исцеление от Лжемессии, и помогают им справиться с обманом и по-настоящему исцелеть душой и телом. Описание тех мест книги, где автор поет свой "гимн любви" можно продолжить. Но внимательный читатель и сам их обнаружит.
Перейдем к другой идее, ярко воплощенной в "Ланселоте". Во времена Антихриста людям будет оставлена свобода выбора. Человек волен будет избрать истину или ложь. Спасение или погибель. И дело не только в принятии печати. Любопытно, что, если в "Кассандре" героине приходится выжигать печать с пальца правой руки буквально калЈным железом, то в "Ланселоте" печать исчезает сама, когда человек всем сердцем начинает веровать в Господа Иисуса Христа, видит во Лжемессии Антихриста и начнет творить добрые дела. Так происходит со многими героями книги.
Однако, проявление свободы воли Вознесенской показано не только так однозначно. Главный герой Ланселот творит не мало добрых дел, и творит их по любви. Но он не верит в Христа, он верит в "Месса" и до последней минуты ждет, что он поднимет его из инвалидной коляски. Его невеста, его друзья, дети его приюта - все принимают святое крещение, один он не торопится переменить свою веру и убеждения. Спасает его молитва и любовь. Не назойливая проповедь, не порицания или обличения, а терпеливая молитва за него всех тех, кого он любил и кому сделал столько добра. И эта молитва и терпение принесли величайший плод - Ланселот удостоился не только обретения веры, но и исповедания ее в лицо Антихристу и принял за то мученическую кончину.
Мы знаем, что многих читателей в книге особенно вдохновили и обрадовали страницы о православной России. Уже в "Кассандре", во исполнение пророчеств святых, Вознесенская писала, что Россия не войдет в Царство Антихриста. Но это утверждение было неубедительным, - как это может произойти? Наша действительность не внушает нам таких оптимистических мыслей. И вот в "Ланселоте" мы находим ответ на вопрос - как это станет возможным. Спасут Россию дети. Вырастет новое поколение, в котором верующих будет больше, чем безбожников. Произойдет это путем "естественного отбора", - те, кто поддадутся пропаганде порока, вымрут, не оставив потомства. Потому что развратники не хотят иметь детей. А православные матери будут рожать всех тех деток, сколько их Бог пошлет. И многодетные семьи создадут новое поколение верующей России. Тогда будет дан русским и Царь православный и мудрость и мужество на то, чтобы не принять Лжемессию.
Дети изображены Вознесенской вообще как ангелы-хранители всей погибающей планеты. Потому что, пока рождаются дети, Бог не оставляет Свой мир, жизнь не кончена. И во время Второго Пришествия дети одни из первых становятся теми, кто "не узрит смерти", встретившись с Воскресшим Господом.
Как всегда у Вознесенской, книга получилась очень жизнерадостной. Немало в ней страшных страниц, ужасы, которые постигнут мир пред Концом, описаны пожалуй даже более художественно и убедительно, чем все остальные сцены. Но в целом, даже эти страницы не ввергают в уныние. Читая о катастрофах и сатанинской злобе, ты всегда помнишь о том, что это - не конец. Это только временные испытания, страшные, предельные, но временные. И победит все равно любовь Божия.
Даже в отношении клонирования Вознесенская позволяет себе оптимистическое решение. В христианской общине любовью удается и в клонов вдохнуть новую жизнь и переродить их, как бы пробуждая в них души, готовые обратиться ко Творцу.
Как и прежние книги Вознесенской, еЈ новая книга рассчитана все-таки не на сугубо церковного читателя, а на тех, кто не ходит в храм, не читал Апокалипсис и толкований на него. Более того, при серьезном богословском разборе у Вознесенской можно обнаружить и немало авторских измышлений. Но, - это еще вопрос: можно ли художественное произведение судить с точки зрения строгого богословия.
В целом две книги Вознесенской о Конце времен для церковного человека могут стать не напоминанием о Страшном Суде (для этого действительно лучше читать прп. Ефрема Сирина), а никогда не лишним напоминанием о любви. О том, что питает душу не страх (пусть и пред Концом, и перед Страшным Судом), а только любовь. Как сказано святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом: "Ибо совершенная любовь побеждает страх".
Людмила Ильюнина, Русская линия