В 10 утра программа "мусульманского дня" началась с показа видеофильма "Ислам - свет, озаривший мир", снятого турецким фондом "Харун Яхья". Фильм, рассказывающий об истории и основных положениях ислама, а также о принятии ислама в последние годы знаменитыми европейцами (Жаком Кусто и другими), смотрели более 50 человек.
В 11 часов зачитал свой доклад "Ислам - фактор в формировании российской общественной мыли (XIX-ХХ вв.)" заведующий отделом науки и связей с госслужбами РФ ДУМЕР Фарид Асадуллин. В 11.30 специалист по исламскому праву и бывший помощник депутата Надира Хачилаева (в 1997-99 гг.) Леонид Сюкияйнен прочел доклад "Образ жизни мусульманина: соотношение религиозного и мирского". В 12 часов должен был выступить имам московской мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов, но он заболел и не смог придти, зато на первом этаже была представлена масса книг Аляутдинова. В одной из них под названием "Духовно-нравственные аспекты ислама" так обоснована опасность прелюбодеяний: "В наше время любовные приключения уносят немало жизней - и по-прежнему мужских. По статистике, чаще всего трагедия происходит в ситуациях любовных приключений на стороне. Причина - волнение, необычайная обстановка, страх спасовать перед новой партнершей или оказаться застигнутым на месте преступления свидетелями или того хуже - женой или тещей. По данным хладнокровной статистики, из 16 мужчин, попавших на больничную койку с инфарктом, 11 оказались жертвами адюльтера. Из 100 мужчин, внезапно умерших во время занятий сексом, 80 были в момент близости с любовницами и только 20 - на брачном ложе, исполняя супружеские обязанности. В глубине души после каждой встречи с любовницей мужчина испытывает и чувство вины, и чувство страха, и чувство странной опустошенности… Девушки, будьте целомудренны - в этом есть своя корысть! Исследование, проведенное доктором Эдвардом Лауманном из Чикагского университета, показало: только 10 % пар, между которыми возникли интимные отношения уже в первый месяц после знакомства, дошли до алтаря".
Там же лежали листовки о правильном питании: "В основе всего, сотворенного Богом, заложена разрешенность, дозволенность. То есть все разрешено (халяль), кроме того, что явно запрещено (харам). Что касается мясных продуктов, то к разряду запрещенного относится: мертвечина; кровь; свинина; животное, забитое не с именем Бога; животное, убитое через удушение или другим животным; умершее в результаты высокого напряжения, удара или падения; хищные животные (волк, лев, тигр и др.) и хищные птицы (сокол, ястреб, орел и др.); мясо собак, ослов и мулов; гениталии, железы внутренней секреции, желчный пузырь и мочевой пузырь животных, в том числе зарезанных в соответствии с мусульманской традицией". А рядом с листовками о "халяле" располагался и мясной ларек фирмы "Халял Аш", в которой мясо стоило 104-158 рублей за килограмм, причем самой дорогой была конина.
В 12.30 на ВВЦ приехал шейх Равиль Гайнутдин, обошедший все экспозиции и присутствовавший на выступлении коллектива детского сада N 318, спонсируемого фондом "Хадиджа" (созданного российскими женщинами-мусулмансками). В 13.45 Гайнутдин провел полуденный намаз, потом посмотрел показ женской мусульманской моды (женщины были исключительно в хиджабах) и уехал. Последовавшую за этим презентацию мусульманских СМИ провел Али Вячеслав Полосин, советник Совета муфтиев России.
Ведущая радиопередачи "Исламская волна", выходящей по средам и пятницам на "Голосе России", Ольга Семина не пришла, поэтому Али Вячеслав Полосин и Радик Амиров, пресс-секретарь Совета муфтиев, сразу приступили к презентации сайтов islaminfo.ru и muslim.ru, а также газеты "Все об исламе". О сайте Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) ansar.ru и газете "Мусульманский вестник" рассказал управляющий делами ДУМП Ахмед Махметов. Ногинскую газету "Читай..." представил ногинский имам-хатыб Рушан Аббясов (в отличие от традиционных имам-хатыбов, он и коломенский имам-хатыб Рамиль Беляев мечетей не имеют), являющийся одновременно заведующим отделом международных связей СМР. Примечательно, что редактор самой первой газеты ДУМЕР "Ислам менбере" Талиб Саидбаев не присутствовал на этой выставке, как и на Совещании редакторов мусульманских СМИ: Полосин в интервью "Порталу-Credo.Ru" объяснил это тем, что Саидбаев живет в Подмосковье и приезжает в ДУМЕР редко.
С 16.20 до 17.50 на втором этаже павильона проходил круглый стол "Ислам и политика", его вел Али Вячеслав Полосин. По мнению Полосина, "причиной роста исламофобии является то, что ислам жестко выступает против ростовщичества. Западная система построена на ростовщичестве" и не может стерпеть тех, кто подрывает ее основы. После круглого стола Полосин сообщил "Порталу-Credo.Ru", на что же в таком случае живут мусульманские банки: "Исламские банки вкладывают деньги в предприятия и участвуют в распределении прибыли - это не одно и то же со взиманием процентов, которые берут даже, если прибыли нет. Недавно был примечательный спор между муфтием "Аль-Азхара" (Египет) Танталом и председателем Европейского совета по фетвам Аль-Кардави. Тантал вынес фетву, частично разрешающую взимание процентов. Это вызвало волну протестов в мусульманском мире и Аль-Кардави блестяще опроверг мнение Тантала".
"В последние десятилетия ислам стал привлекательным для людей, ранее не бывших мусульманами", - отметил Али Вячеслав Полосин, убедившийся в правоте сказанного на собственном опыте. В росте исламофобии "есть и внутренние причины, если бы были только внешние причины, то она бы не сработала". Внутренние причины, по мнению советника Совета муфтиев, заключаются в том, что не все мусульмане строго следуют нормам ислама. При этом о росте мусульманского экстремизма в последние десятилетия, который большинство политологов и исламоведов и считают главной причиной роста неприязни в отношении мусульман, не было упомянуто вовсе. "Непропорционально малой является по отношению к количеству мусульман в мире мусульманская элита", - заявил Полосин, отметив необходимость для мусульман "собственного духовного и образовательного совершенствования". Полосин привел мягкую трактовку понятия "джихад": "Джихад - это джихад слова, духа и мирного шествия. Как сказано в Коране: "Взывайте к Богу мягкостью речей".
Глава аналитической службы Военно-державного союза (возглавляемого генералом Леонидом Ивашовым) Деньга Халидов заявил о необходимости объединения "русского и мусульманских народов" против общего врага, который сначала уничтожит русских, а потом и татар.
Ему вторил бывший председатель Национально-республиканской партии и единственный лидер радикальных русских националистов, бывший депутатом Госдумы (в 1994-95 гг.), Николай Лысенко, который сравнил современную Россию с Хазарией (где, по данным Лысенко, иудеи были у власти, а подавляющее большинство населения составляли неевреи) и выразил уверенность, что Россию ждет та же судьба, что и Хазарию: "Политика, реализуемая сейчас, зачастую одинаково агрессивна по отношению как к русским, так и теперь, например, по отношению к татарам и к другим народам нашей страны. Сначала погибнут русские, а потом и татары". "Хазары", по мнению Лысенко, уже встали на путь уничтожения татар: "Разделение татарского народа на несколько этносов - путь к их уничтожению". Очевидно, что Лысенко, много лет посвятивший изучению возникновения украинского национализма и того, как пришедшие к власти в 1917 г. "хазары" пытались противопоставить русских и украинцев (до этого - великороссов и малороссов), перенес свое впечатление от "русского вопроса" на татарский. В то же время любому историку и этнографу известно, что с татарами было все ровно наоборот: множество тюркских (в основном мусульманских) народов русские условно называли татарами (до революции татарами называли и азербайджанцев, и хакасов, и шорцев, и других), а "пришедшие к власти в 1917 г. хазары" не сразу, а только в 1939 г. окончательно решили записывать большинство татарских народов одним народом. Сегодня эта проблема поднята властями Татарстана, которым для оправдания своей политики необходимо, чтобы татары составляли более 50 % населения республики. А в случае признания кряшен и других тюркских народов отдельными этносами, татары не дотянут до 50 % населения Татарстана. От требования непременного признания литовских, крымских, буджакских, казанских, астраханских, сибирских татар, мишарей, тептярей, бухарцев сибирских и кряшен единым народом недалеко и до пантюркизма, родившегося в ненавистной Лысенко Турции. А пантюркизм во многом противоположен исламизации.
Михаил Тульский, "Портал-Credo.Ru"