Подписанное Его Святейшеством Патриархом Алексием (что, по-видимому, означает, что письмо не было рассмотрено Священным Синодом), это письмо обращено как бы прямо к приходам, так сказать "через голову" епископов тех епархий, которых это касается: оно немедленно было распространено во всех приходах.
Но самую большую тревогу вызывает тот простой факт, что это письмо было направлено в Епархиальный Совет нашей Архиепископии всего за несколько часов до его собрания 2 апреля; на повестке дня собрания было назначение кандидатов на выборы нашего нового Архиепископа. За пределами этого собрания раздались даже голоса, призывавшие перенести выборы, а это не только заключало бы в себе недопустимое нарушение устава нашего Экзархата, но было бы фактически актом слепого подчинения Московской патриархии.
Если бы эти предложения были посланы для обсуждения год назад, еще при жизни архиепископа Сергия, или через один-два месяца, когда вновь избранный предстоятель, утвержденный Вселенским патриархатом, приступил бы к своим обязанностям, они возымели бы гораздо большее морально-церковное значение. В соответствии с уставом, заместитель предстоятеля, по уставу, имеет право заниматься только текущими епархиальными делами. Поэтому предложение Москвы, как показалось многим из нас, представляет собой акт скорее политический, нежели церковный, и, что еще важнее, замаскированный акт вмешательства в наши внутренние дела. Недавние события в Сурожской епархии (Московский патриархат, Великобритания) подтвердили наше мнение: несмотря на то, что эта епархия возглавляется вероятно самым уважаемым иерархом Русской Православной Церкви второй половины ХХ столетия, митрополитом Антонием (Блюмом) (который к тому же с молодости является верным защитником Московской патриархии), там имела место попытка навязать волю Москвы, как в личном плане, так и на уровне церковной администрации. Епархия оказалась на волосок от раскола.
Сейчас не время обсуждать предложения Московской патриархии, хотя это обсуждение уже началось по Интернету и в приходах. К несчастью, уже стали разгораться страсти, неизбежно порождающие несправедливые, а то и клеветнические обвинения. Ограничимся несколькими предварительными замечаниями: наш Церковный удел (название его неоднократно менялось: Митрополичий округ, константинопольский Экзархат, Архиепископия, с 1999 г. снова Экзархат) занимает в Западной Европе (особенно во Франции, но также в Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии, Скандинавии) совсем особое место не только по продолжительности своего существования и по численности приходов, но и по своему духу, по своему уникальному богословскому творчеству, по своей верности решениям Московского Собора 1917-1918 годов (с осуществлением которых на практике, однако, медлит Московская патриархия), по тому проявлению свободы в Церкви, которое составляло одну из главных забот блаженной памяти митрополита Евлогия. И, в свою очередь, для нас сегодня главной задачей должно быть как раз сохранение этого духа, завещанного нам основателем нашей Архиепископии.*)
Мы с некоторым беспокойством констатируем проявления ярко выраженного авторитаризма (с запрещением в служении священников, отличающихся большой прямолинейностью) и серьезные посягательства на свободу Церкви в целом ряде епархий Московской патриархии. Многие люди из России говорят нам: не торопитесь "возвращаться" в Москву, вы нам гораздо нужнее такие, какие вы есть сегодня, с вашим статусом свободного церковного образования, тем более что в течение 70 лет, которые вы провели в юрисдикции Константинопольского патриархата, он никогда не посягал на вашу свободу. Прислушаемся внимательно к этим голосам. Кроме того, здесь нужно напомнить, что без обоюдного согласия между Константинополем и Москвой мы абсолютно не имеем права, с канонической точки зрения, покидать юрисдикцию Вселенского престола. Пока что, в ожидании выборов нового предстоятеля, нам необходимо сохранять, несмотря на различие мнений, церковное единство и не поддаваться ни на какие соблазны ухода в тот или иной лагерь. Это было бы самой тяжелой изменой не только канонам, но и заветам митрополита Евлогия.
---------
*) Нам скажут, что митрополит Евлогий присоединился в 1945 г. к Московской патриархии. Но письма, написанные им незадолго до смерти, свидетельствуют о его скорби и сожалениях о принятии слишком поспешного решения: как только акт об объединении был подписан, Москва перестала считаться с его мнением, и даже на другой день после его смерти, несмотря на устав епархии и гарантии оставить в силе ее автономию, Москва назначила его преемником митрополита Серафима (Лукьянова), который скомпрометировал себя связями с нацистскими оккупантами во время Второй мировой войны.
Портал-Credo.Ru