В РАГСе состоялся круглый стол по проблемам фундаментализма 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В РАГСе состоялся круглый стол по проблемам фундаментализма

18.04.2003

Круглый стол "Религиозный фундаментализм и экстремизм: политическое измерение" был проведен 12 апреля Центром этнорелигиозных и политических исследований при кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ. Руководитель Центра и ведущий круглого стола Александр Журавский предложил собравшимся ученым, государственным служащим, журналистам обсудить взаимосвязь и дифференциацию понятий "фундаментализм", "радикализм", "экстремизм", "терроризм", а также правовые проблемы, связанные с "религиозным экстремизмом" и политическими аспектами религиозного фундаментализма в современном мире.
Министр РФ Владимир Зорин, открывая заседание, напомнил собравшимся, что существует несколько степеней развития экстремизма: прежде, чем он проявляется в террористических действиях, сначала он возникает на теоретическом уровне и может выглядеть как "невинное умозаключение". Министр призвал ученых давать "раннюю диагностику" подобным теориям и придерживаться точных научных формулировок; в противном случае возникают опасные "штампы, моделирующие несуществующие противоречия". Выступавший предложил отказаться от устаревшего, вульгарного подхода к поиску причин экстремизма в социально-экономической сфере и учитывать фактор религиозной мотивации. Он подчеркнул, что нет экстремистских религиозных учений и экстремистских народов.
Эту же мысль развил в своем выступлении член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко, который считает, что нельзя говорить об исламском или православном экстремизме, но есть экстремистские и даже террористические движения, "связанные с религиями". Известный специалист по исламу, Александр Игнатенко сообщил, что в мире сейчас действует не менее 500 религиозно-политических организаций, которые не являются правительственными и не представляют ислам, хотя и называют себя зачастую исламскими. Он предложил называть их "исламскими сектами", подчеркивая, что у мусульман слово "секта" (по-арабски - "фирка") не носит негативного характера. Ученый считает неправомерными крайние позиции: первая из них идеализирует религию исключительно как положительный феномен, играющий созидательную роль в обществе, а вторая считает неизбежным религиозный экстремизм, муссирует тему джихада. Александр Игнатенко указал на неразработанность научной терминологии в обсуждаемой области и призвал найти для определения экстремизма адекватный научный инструментарий, который удовлетворял бы требованиям политкорректности.
Советник председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко считает, что надо обсуждать не столько определения, сколько методы борьбы с экстремизмом. Он полагает, что новых законодательных актов по борьбе с экстремизмом создавать не нужно, достаточно совершенствовать применение существующих законов, "которые пока не работают", а также использовать "позитивные методы противодействия": патриотическое воспитание, детские лагеря и т.д. По мнению Степана Медведко, можно говорить не только о религиозном, но и об "антирелигиозном экстремизме" (например, к проявлениям последнего он относит выставку "Осторожно, религия!").
Аналитический доклад редактора портала "Религия и СМИ" Александра Кырлежева был посвящен происхождению термина "фундаментализм" и различным трактовкам этого понятия. Докладчик выделил общие типологические черты фундаментализма: провозглашение возврата к авторитету сакральной традиции, которая должна быть восстановлена в правах как основа общественного устройства, самоидентификация сторонников фундаментализма как "праведного остатка", обостренный эсхатологизм и дуализм мировоззрения, демонизация оппонентов, резкое отрицание модернизации, но использование ее технических плодов, жесткие требования к поведению членов группы, наличие особого языка, харизматическое лидерство и т.д. Как правило, в политическом спектре фундаменталисты занимают крайнюю правую позицию. Александр Кырлежев предложил использовать эту аналитическую "матрицу" при анализе так называемого "православного фундаментализма", правда, Кырлежев не привел ни одного примера проявлений фундаментализма в Русской Православной Церкви.
Александр Журавский попытался обобщить выступления и предложил рабочие определения: фундаментализм - это "интравертная составляющая религиозной активности", когда лидеры обращаются "к своим", а экстремизм - "экстравертное проявление", когда его адепты пытаются воздействовать на общество с целью его переустройства.
На заседании круглого стола выступили также заведующая кафедрой религиоведения РАГС Ольга Васильева. Ольга Юрьевна напомнила слова епископа Иоанна (Соколова), о том, что "Церковь жила, живет и будет жить при Понтии Пилате, продолжая нести свою духовную миссию". Синодальный период истории Русской Православной Церкви показал, что чем меньше Церковь зависит от государства, тем лучше, - подчеркнула Ольга Васильева.
В заключение, собравшиеся отметили, что выбранная тема была не исчерпана и нуждается в дальнейшей разработке.
Благовест-инфо / Православие.Ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме