На вопросы корреспондента "Седмицы.Ru" отвечает заместитель Министра образования Л.С.Гребнев
- Какие практические шаги предпринимаются Министерством по введению в общеобразовательных школах предмета "Основы православной культуры"?
- В 1999 году был подписан договор между Русской Православной Церковью и Министерством образования Российской Федерации. Один из его пунктов был посвящен взаимодействию по разработке и введения в светскую учебную программу отдельной дисциплины по основам православной культуры. В конце концов, министр направил для включения в региональные школьные компоненты подписанное им сопроводительное письмо к методическим указаниям, которые называются "Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура"". Обучение предмету предполагается организовать в рамках стандарта или, как это раньше называлось, базисного учебного плана всеобщего среднего образования. Учебный процесс должен быть обеспечен бюджетными финансовыми ресурсами, правда, за счет вариативной части сметы расходов, а не федеральной, то есть, не за счет средств, отпущенных на обучение общеобязательным предметам.
Поскольку новый компонент - "Православная культура" - является компонентом региональным и школьным, Министерство образования РФ видит свою дальнейшую работу по введению его в программы средних школ в анализе уже имеющегося опыта (в ряде субъектов Федерации "Основы Православной культуры" уже преподаются) и распространении информации об этом опыте в других регионах страны.
- В каких школах уже осуществляется апробация нового предмета?
- "Основы Православной культуры" преподаются в некоторых школах Москвы и Московской области. Интересный опыт накоплен в Курской области, где этот предмет введен в программы всех школ 5 лет назад. Мы внимательно изучаем всю информацию о результатах преподавания нового предмета, поступающую с мест. Я считаю, что чиновники от образования должны, прежде всего, руководствоваться принципом "не навреди", ведь в образовании этот принцип даже более важен, чем в медицине - слишком велики масштабы последствий. Нам, кроме того, также важно знать, кто учит и чему учит будущих граждан.
- Русская Православная Церковь всемерно способствует укреплению российской государственности и активно участвует в патриотическом воспитании молодежи. Православие связано с национальным самосознанием россиян, с историческими традициями, идеалами русской литературы. Как вы оцениваете стремление Церкви работать с детьми и молодежью?
- Я могу это только приветствовать. Но я против экстремизма, который может проявляться в самых разных формах - от воинствующего атеизма до этнорелигиозного фанатизма, который выражается утверждением: "Если ты русский - обязан быть православным, если ты татарин - обязан быть мусульманином". Я согласен с тем, что каждый человек, живущий в России, обязан знать православную культуру, иначе он не сможет понимать ту культуру, которая его окружает и в которой он живет. Но знать и верить - разные вещи. В том-то и заключен смысл светскости данной дисциплины: она приобщает к знаниям об основах культуры, в которой человек живет, но преподаватели этой дисциплины ни в коем случае не должны использовать свое положение для прикрытия чисто религиозной деятельности, не должны оказывать давление на школьников, принуждая их к участию в богослужениях. Русская Православная Церковь сама выступает против подобного принуждения, поэтому Министерству образования особенно важно, чтобы какие-либо чрезмерно ретивые исполнители не занялись профанацией этого дела.
- В связи с этим, наверное, очень остро стоит вопрос о преподавательских кадрах?
- Безусловно. Министерство образования занимает следующую позицию: поскольку дисциплина "Основы православной культуры" является компонентой школьной программы, то Министерство ни с кем не будет делить ответственность за содержание этой дисциплины. Мы также приняли решение об обязательном согласовании на местном уровне с опытными практикующими священнослужителями кандидатур педагогов по предмету "Основы православной культуры". Человек, который будет преподавать эту учебную дисциплину, не обязан быть священником. Как и любой другой учитель, преподаватель "Основ православной культуры" должен быть педагогом, который любит свой предмет. Но нам, людям светским, получившим атеистическое воспитание, трудно судить об этом. Поэтому я считаю, что без неформального совета с теми, кто может оценить уровень квалификации преподавателя "Основ православной культуры", мы не сможем сделать занятия интересными.
Пресс-служба ЦНЦ "Православная Энциклопедия"