В эти явления верят от четверти до трети жителей обеих стран. Причем на вере в приметы, домовых и привидения уровень образования никак не сказывается. Это позволяет заключить, что в картине мира современного человека формальное образование играет не такую уж важную роль. Гораздо большее значение для распространения магии и колдовства имеет разрушение традиционной религии. Оно всегда способствует буйному расцвету разного рода мистических учений и языческих верований, позволяющих справиться с естественным страхом смерти. Вера в переселение душ - одна из альтернатив христианскому посмертному воздаянию- была довольно широко распространена среди российской интеллигенции в начале XX века. Сейчас эту веру разделяет примерно четверть населения России что совсем неудивительно ввиду разрушения как традиционной религиозности, так и официального советского атеизма. Гораздо удивительнее другое - как в переселение душ умудряются верить американцы, которые почти поголовно признают существование христианского ада и рая? Трудно объяснить также скептическое отношение большинства жителей России к чудесным предсказаниям и пророчествам. Ведь социальная и экономическая неопределенность, которой отличается нынешняя российская ситуация, обычно порождает спрос на предсказания и пророчества, предлагаемые разного рода ясновидящими, астрологами, хиромантами и т п. Газеты и журналы, постоянно публикующие астрологические прогнозы, явно убеждены в том, что у них есть свой читатель. Однако этот читатель не столь уж многочислен: в предсказания астрологов верит только одна шестая часть населения России (в США - одна третья). Другой загадкой является достаточно прохладное отношение россиян к чудесным исцелениям. Казалось бы, бедственное положение отечественной медицины должно было толкнуть наше в целом не самое здоровое население в объятия разного рода экстрасенсов, колдунов и духовных целителей. Тем удивительнее тот факт, что в России им доверяют лишь четверть жителей, тогда как в Америке, по праву гордящейся достижениями своей медицинской науки, больше половины опрошенных верят в возможности духовного исцеления обычных соматических болезней. Объяснение столь странных результатов можно получить при сравнении групп с различным уровнем дохода. Богатые россияне значительно меньше, чем бедные, верят в колдовство и сбывающиеся приметы, но зато больше доверяют экстрасенсам и целителям. А бедные больше всего боятся черных кошек, сглаза и порчи. Вероятно, обе группы респондентов в равной степени склонны к магическому мышлению, но при этом одни настроены на "позитивные" чудеса, а другие - на "негативные". По остальным пунктам с явным преимуществом лидируют представители среднего класса, опережая и бедных, и богатых в своем увлечении астрологией и хиромантией. Социальное положение этой группы отличается наибольшим динамизмом и неопределенностью, что, естественно, порождает у ее представителей иррациональные страхи и надежды, а также определяет их потребность в предсказаниях судьбы. Кроме того, это единственная социальная группа, у которой есть досуг. Во всем мире именно представители среднего класса являются основными потребителями астрологических прогнозов, клиентами духовных целителей и зрителями "мистических" сериалов типа "Секретные материалы". Так что, возможно, наше "отставание" от Соединенных Штатов по распространенности суеверий определяется не столько официальным советским атеизмом, сколько неразвитостью в России среднего класса. infoNews
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна