Какой Поместный Собор нужен русской церкви?

Необходимо исключить парламентаризм как фактор церковной жизни - считает наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)

Религия 
0
62
Время на чтение 6 минут

- Отец Тихон, первоначально Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о проведении в этот юбилейный год Поместного Cобора, однако потом его заменили Архиерейским. Как вы относитесь к этому решению?
- Если Священный Синод принял такое решение, по всей видимости, для этого были серьезные основания. Во всяком случае официально было объявлено, что Поместный Cобор - это весьма дорогостоящее мероприятие, осуществить которое в настоящее время не представляется возможным. Но думаю, это только одна из причин, далеко не главная, хотя и существенная при сегодняшней экономической ситуации.
- А если дистанцироваться от финансовой стороны вопроса и рассмотреть его с канонической точки зрения?
- Это действительно интересный вопрос. Начнем с того, что церковные соборы - и семь Вселенских, и Поместные - были исключительно cоборами епископов. "Собор Поместный есть Cобор епископов какой-либо области", - гласит Книга правил. До ХХ века никому из церковных людей даже в голову не приходило, что членом Поместного Cобора мог стать простой священник или мирянин. Хотя Собор мог призывать священника, монаха, мирянина в качестве консультанта, ответчика, как лицо, авторитетное мнение которого было важно для Собора при решении того или иного вопроса, но права голоса они, конечно, не имели. Исключение составляли представители тех архиереев, которые сами не могли прибыть на Cобор. Даже императоры не считались членами Собора. Императоры скрепляли соборные решения своей подписью, но лишь потому, что это придавало церковным законам силу законов государственных.
В начале ХХ века в разгар безоглядной либерализации всего строя русской жизни в церковной среде явился великий соблазн парламентаризма. И этот соблазн не был преодолен. Поместный Cобор 1917-1918 годов в значительной степени стал попыткой модернистских кругов внутри Церкви заменить каноническую структуру Собора на парламентские формы. Впервые в истории Церкви на Соборе в качестве полноправных членов присутствовали избранные в своих епархиях священники и миряне, которых было в семь раз больше, чем архиереев.
Очень многим тогда казалось, что священный авторитет соборного решения епископов как преемников апостольской власти в Церкви - это нечто устаревшее, мифологизированное, намного более прогрессивно возглашать: "Наше собрание большинством голосов решило", а не: "Изволися Духу Святому и нам".
Все это могло зайти слишком далеко. Каждый интересующийся данным вопросом может найти множество материалов о том, в каком антицерковном духе проходили предсоборные присутствия, как в епархиях принялись переизбирать епископов, как профессора Петроградской духовной академии готовили настоящую революцию в Церкви... Да и первая часть самого Собора, по воспоминаниям одного из его участников митрополита Евлогия, по духу разброда, непримиримости, враждебности представляла собой нечто "жуткое". Если Государственная Дума стала катализатором развала императорской России, то с началом работы Собора многие священники, архиереи и миряне вдруг с ужасом почувствовали, что их Собор, который был созван с самыми благими намерениями, но все-таки не в традициях Вселенской Церкви, может стать катализатором разрушения самой Русской Церкви. Не секрет, что обновленческие идеи, идеи модернизации, которыми уже в советское время пытались разрушить Церковь, пронизывали очень многие доклады, прозвучавшие на Соборе.
Хочу сразу оговориться: нет никаких сомнений, что Поместный Собор 1917-1918 годов все же явился главным событием церковной жизни России ХХ века, поскольку именно на нем было восстановлено Патриаршество. Переоценить значение этого деяния невозможно. Но решительный поворот в настроении Собора, отрезвление от либерального угара, случился лишь после того как пушки "новой власти, принесшей свободу Церкви", стали крушить кремлевские святыни, когда пали от руки палачей первые новомученики.
- Что, с вашей точки зрения, можно сделать, чтобы избежать этих негативных явлений и все же сохранить соборность в Церкви?
- Исключить парламентаризм как фактор церковной жизни. А он сейчас активно проникает в церковное сознание.
Достаточно посмотреть на заседания нынешней Государственной Думы, чтобы хотя приблизительно представить, что в наше время может представлять собой Поместный Собор в той обновленной форме, которая была задана в 1917 году. Надо учесть и то, что уровень церковной и просто общей культуры, к сожалению, очень значительно снизился по сравнению с тем, что было сто лет назад. Выход из сложившейся ситуации состоит в возврате к святоотеческим традициям.
Конечно же, иметь право голоса на Соборе и принимать все решения должны епископы. На это они поставлены Богом и Церковью. Как бы ни ругала русских архиереев нынешняя пресса, сколько бы ни твердила, что многие из них не способны иметь собственное мнение, не способны принимать решения, православное сознание не воспринимает эту клевету и осознает каждого епископа преемником апостольской власти.
В современной церковной жизни есть немало вопросов, требующих незамедлительного решения, глубокого изучения и серьезного обсуждения. И, конечно же, необходимо, чтобы в рассмотрении этих вопросов имела возможность принять участие вся Церковь: архиереи, священники и миряне. Для того чтобы это действительно произошло, надо представить эти проблемы перед всей Церковью для обсуждения на уровне епархий, благочиний, приходов, в церковных журналах и газетах. Это и будет по сути дела общецерковное начало Собора. А на самом Поместном Соборе епископы, уже зная мнение своих епархий, будут окончательно решать эти вопросы. А вопросов очень острых, очень дискуссионных сейчас огромное количество. Можно смело прогнозировать, что если Поместный Собор будет проведен в форме Собора 1917 года, то он мало того что превратится в церковный многопартийный парламент, но и затянется до бесконечности. Одни будут требовать его закрытия, другие, наоборот, продолжения. Кстати, по Уставу Собора 1917 года относительно этого вопроса были продуманы соответствующие "меры безопасности": архиереи могли прервать его работу при соответственном решении 2/3 епископата, не учитывая мнения остальных членов Собора. Но все-таки это не соборное решение, а скорее победа большинства над меньшинством. Все это заранее настораживает и дает основания полагать, что та форма Поместного Собора с демократическим представительством, которую мы сейчас имеем, будет обречена если не на провал, то на многие и многие проблемы.
- Вы упомянули негативные высказывания современников о Соборе 1917 года. Но ведь до него Соборы не проводились уже двести лет. Возможно, эти люди имели слишком елейное представление о них. Если же мы обратимся к опыту Вселенских Соборов, то увидим, что далеко не все на них было так картинно и красиво, как многим представляется.
- Совершенно с вами согласен. На Вселенских Соборах были и жесткие дебаты, и обиды, и даже оскорбления. Я не говорю о том, что на Поместном Соборе обязательно должна быть тишь да гладь. Но в то же время Церковь ждет от Собора великой ответственности в принятии решений, касающихся Церкви и спасения народа Божьего. Ждет независимости от политической конъюнктуры, так называемого общественного мнения, мнения СМИ и так далее. А при существующей хорошо известной ангажированности многих околоцерковных кругов, при нынешних пиаровских технологиях, которыми не преминут воспользоваться при выборе делегатов, форма проведения Поместных Соборов, которая была введена Русской Церковью в XX веке, повторю, весьма и весьма спорна.
- Но для ее изменения опять же потребуется созыв Поместного Собора, поскольку только он полномочен выносить такие решения.
- Возможно. Ведь именно он является высшим органом церковной власти.
- Есть ли смысл в изменении формы проведения Поместных Соборов. Ведь по Уставу ни одно решение все равно не может быть принято без согласия по меньшей мере двух третей участвующих в работе Собора архиереев.
- Да, это еще одна вынужденная мера безопасности, принятая в Уставе Собора. Но тогда встает вопрос: зачем вообще нужны на Соборе священники и миряне, если они лишь номинально являются его членами? Ведь все обсуждение можно перенести на предсоборное время. Другое дело, если сами архиереи приглашают того или иного мирянина или пресвитера, чтобы он выступил с докладом по какому-либо вопросу.
- Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Поместные Соборы должны собираться не реже одного раза в пять лет. Тем не менее последний Собор прошел уже двенадцать лет назад.
- И Вселенские и Поместные Соборы всегда созывались по необходимости. Одна крайность - на двести лет прекратить всякую соборную деятельность, другая - введение строгой и обязательной периодичности в живую жизнь Церкви. Это тоже уступка либеральной агрессии прогрессистов начала века, та же калька со светской жизни.
- Но ведь на Архиерейском Соборе планируется рассмотреть социальную доктрину РПЦ. Это беспрецедентное событие в ее истории. Разве столь серьезный вопрос не требует созыва Поместного Собора?
- Для того чтобы принять эту доктрину, нам надо хотя бы узнать о ней и оценить ее еще до Собора. Снова повторю, необходимо общецерковное предсоборное обсуждение важнейших вопросов церковной жизни. А после этого, учитывая мнение духовенства и мирян, принимать решение должны епископы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27