На наших глазах возрождается Россия, возрождается Православная Церковь, возрождается наша новая, свободная, открытая, честная жизнь. Это проявляется и в присуждении премий. В дореволюционной России помимо Государственных премий существовали самые разнообразные поощрительные премии, которые назначались отдельными людьми по тому или другому поводу. К примеру, человек, окончив учебное заведение, и потом, с Божьей помощью, проявив свои таланты, достигнув высокого положения, не забывал своего учебного заведения, назначал премию для лучших учеников своей училища, гимназии или института. Особые премиальные фонды поощряли литературные, художественные и общественные труды по отдельным направлениям.
В 90-е годы ХХ века традиции присуждения таких премий начинают возрождаться. Начало положил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возобновивший Макарьевские премии имени великого русского историка митрополита Московского Макария (Булгакова). Отрадно, что добрые традиции Петербургских премий XIX века нашли своих последователей и у нас в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что первая православная, литературная премия получила имя С.А. Нилуса. Ведь многие русские люди, и учредители премии в том числе, по настоящему осознали себя русскими православными христианами, прочитав книги С.А. Нилуса.
В творческом и жизненном пути С.А. Нилуса выделяются три главных направления. Православным русским людям Нилус известен, прежде всего, как публикатор ?Протоколов Сионских мудрецов? и автор пророческой книги ?Близ есть при дверех?. Он был одним из тех немногих наших соотечественников, кто прекрасно понимал тайные пружины революции. И не только понимал, но и по мере сил пытался повлиять на политическую ситуацию, пытался открыть глаза, ослепшим от демократической мишуры, вернуть слух, оглохшим от либеральной трескотни.
Поэтому, знаменательно, что первая премия имени С.А. Нилуса вручена православному писателю, исследователю его творчества А.Н. Стрижеву. Он много лет занимается изучением жизни и творческого наследия Нилуса, готовил и готовит к переизданию его произведения. Во многом, благодаря его неустанному труду мы познакомились с сочинениями Нилуса, узнали о его жизненном пути и судьбе. Публикуя и комментируя труды С.А. Нилуса, А.Н. Стрижев тем самым продолжает его дело просвещения русского народа.
Нилус известен также и как автор сочинений о православных святынях и подвижниках веры и благочестия. Он показал в своих книгах не только патриотическое православие, его душевно-утешительные труды нам полезно читать и перечитывать. Его книги и утешают, и приносят много пользы для нашего спасения. Знаменательно, что вторую премию получил добрый петербургский писатель Валерий Николаевич Лялин. Многие жалуются, что трудно нам жить и требует душа человеческая утешения, доброты, тепла. Как раз в рассказах Валерия Николаевича мы находим это доброе слово, утешительное для наших сердец.
Но С.А. Нилус был не только замечательным писателем, сама его жизнь - пример для подражания. После воцерковления он вел жизнь благочестивого православного христианина. Нилус был и настоящим подвижником. Третья премия присуждена современному подвижнику, неутомимому труженику на ниве борьбы с самым страшным бичем русского народа - пьянством. Бороться с пьянством в России - это тяжкий крест. Очень радостно, что комитет по премиям утешил и поблагодарил за труды замечательного подвижника в этом деле В.А. Михайлова.
Знаменательно учреждение премии имени Сергея Нилуса, и очень символичен отбор первых лауреатов.
Выступление Лауреата Первой Премии имени Сергея Нилуса 2001 года Александра Николаевича Стрижева:
Дорогие братья и сестры, Господь водит нас неведомыми путями. Надо сказать, что 18 лет назад, когда я стал заниматься творчеством С. Нилуса, мне совершенно не попадались люди, с которыми я мог бы поделиться своей радостью открытия этого замечательного духовного писателя. А вот теперь вся страна, вся православная Россия, знает этого писателя, любит его читать. Он стал непременным членом нашей духовной семьи, без него мы не мыслим узнать подробностей о наших святынях - Саровском монастыре, Дивееве, Оптиной пустыни... Помимо этого он нас учит истинной гражданственности, ибо все его труды отмечены сильным зарядом православного стояния против врагов в последние времена.
Прежде чем заняться его творчеством, я решил объехать те места, где жил С.А. Нилус, собирал материалы для своих книг. Мне с Божьей помощью удалось посетить много мест - я был в Орловской губернии, на Валдае... После этого я решил поделиться своей радостью с почитателями творчества С. Нилуса и составить очерки о своих впечатлениях, которые были напечатаны под названием ?По следам Сергея Нилуса?. Затем в 1992 году мне удалось издать пятитомник трудов С.А. Нилуса довольно большим тиражом в 50 тысяч экземпляров. Тогда еще не велась текстологическая работа, было всего лишь небольшое мое предисловие. Теперь настало время образцово и достойно издать эти произведения, а шестой, последний том полного собрания, посвятить его жизни, воспоминаниям об этом человеке.
Я очень рад, что именно в Санкт-Петербурге происходит это знаменательное собрание, большое духовное торжество, потому что С.А. Нилус - это наша живая православная память и его труды научают нас жить по Христу. Он говорит: ?Великое в малом?. Значит надо поступательно, в малом, делать свое дело, и это будет большим делом. ?Сила Божья и немощь человеческая? - следующий заголовок. Православный человек знает о немощи человеческой больше тех, кто впал в гордыню, ему ведома и сила Божия, на которую мы все уповаем. Или скажем - ?Святыня под спудом?. Мы стремимся к этим святыням, которые были под спудом, а теперь они стали открыты для всенародного почитания и в этом заслуга С. Нилуса, ибо он рассказал нам о них. А дальше, кто прикоснулся к святыне - уже на берегу Божьей реки, и это следующий цикл его произведений. Следующая тема - о последних днях рода человеческого, ибо мы должны быть готовы к борьбе, чтобы отдалить антихристовы времена, чтобы создать те условия жизни, которые помогут нам выдержать этот упорный, сатанинский натиск и победить.
Выступление Лауреата Второй Премии имени Сергея Нилуса 2001 года Валерий Николаевич Лялин:
Дорогие братья и сестры во Христе, мы собрались здесь в канун Нового 2002 года по истинно православному юлианскому календарю, по которому живет Русская Православная Церковь. Догматическое богословие учит нас, что одно из свойств Бога - это постоянство и неизменность. В этом прелюбодейном и быстротекущем мире происходят перемены всего и вся. Мы знаем то, что эти перемены не нужны, но они происходят и поощряются власть имущими. Например, никто не может оправдать нелепую и вредную для людей летнюю и зимнюю передвижку времени. Жила же и процветала раньше монархическая Россия по юлианскому календарю и не дергала народ перестановкой часов. Поэтому мы и отмечаем сегодня канун Нового года по православному календарю.
В первые годы советской власти правительство, не считаясь с народом, не считаясь с Православной Церковью, перешло на новый католико-протестантский стиль, тем самым злонамеренно поставив в нелепое положение православную церковь.
Как известно, летоисчисление начинается с Рождества Христова, а что получилось у нас в стране: вначале официально наступает новый год, а потом Церковь празднует Рождество Христово, хотя многие сотни лет русские люди праздновали сначала Рождество, а потом Новый год. Впрочем, дата празднования Нового года часто менялась: сначала его считали от сотворения мира, потом, при Петре I, стали отсчитывать от 1 января, коммунисты же злоумышленно все перепутали. Поэтому все, кто любит Православную Церковь, чтобы все поставить на свои места, празднуют вначале Рождество Христово, а потом уже Новый год. И получается полный порядок, потому что там, где есть порядок там Бог, а где нет - там сатана, как говорили Святые учителя Церкви. Поэтому разрешите поздравить вас с наступающим новым годом и пожелать всем здоровья, мира и благополучия в семье.
Кроме этого, мы отмечаем память замечательного православного писателя, чьи писания, оказались воистину пророческими, который предвидел и предсказал все беды и несчастья, свалившиеся на нашу страну после захвата власти большевиками. Его имя - Сергей Александрович Нилус. Он умер 14 января 1929 года, в канун дня памяти преподобного Серафима Саровского чудотворца, которого Нилус любил, почитал, и много сделал для его прославления. Книги С.А. Нилуса читал и высоко ценил сам император Николай II.
Еще лет тридцать назад, я ходил в Публичную библиотеку и подавал заявку на книгу С.А. Нилуса ?Великое в малом? - очень мне хотелось эту книгу прочитать, но каждый раз я получал жесткий отказ, мол, эта книга находится на особом хранении, и чтобы ее получить требуется разрешение КГБ. В 20-е годы при советской власти за чтение книг Нилуса полагался расстрел. Сам Сергей Александрович в годы советской власти все время переезжал с места на место и жил на нелегальном положении то на Украине, то под Москвой, где и умер в 1929 году. Жена его, (бывшая фрейлина императрицы) Е.А. Озерова была арестована в 1937 году и умерла в лагере на Колыме.
Сегодня для меня вдвойне праздничный день, так как наш религиозно-просветительский культурный центр при заводе ?АТИ? во главе с его директором С.Е. Васильевым высоко оценили мое творчество и почтили меня премией С.А. Нилуса. На что я отвечу евангельскими словами от Луки: ?мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были делать?.
Еще раз благодарю тех, кому по душе пришлись мои рассказы, и если Господь дальше будет давать мне сил и здоровья, отодвинет предел моей жизни, то я продолжу свой литературный труд на благо церкви, на благо православного народа. Прошу вашего прощения и благословения.