Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Православие на землях Украины находится под серьезнейшей угрозой. Мы имеем дело с беспрецедентным вмешательством государственных структур и националистических политических сил в дела Церкви, нарушением законных прав десятков миллионов православных верующих Украины. Подобно большевикам, создавшим и
поддержавшим обновленческий раскол, нынешние политики-националисты создали и поддерживают самочинные раскольнические сообщества - т.н. <Киевский Патриархат> и <Украинскую Автокефальную Православную Церковь> и требуют объединения канонической Православной Церкви с этими структурами, что абсолютно
невозможно, ибо разрушает саму Церковь, в том числе ее апостольское преемство. В настоящее время, как и в 20-е годы, предательскую антиправославную позицию занял Константинопольский Патриархат, власть в котором с 20-х годов XX века захватили филокатолики, обновленцы и экуменисты. Тогда
патриарх-обновленец Мелетий (Метаксакис) признал большевистских выкормышей иуд-обновленцев и требовал, чтобы Всероссийский Патриарх великий святитель Тихон ушел в отставку. Сегодня патриарх Варфоломей, друг папы римского, разрушает Православие, принимая в общение украинские автокефалистские
группировки, лишенные апостольского преемства, ставя себя, таким образом, вне православного канонического поля, вне Церкви.
В условиях беспрецедентного давления госструктур Украины некоторые православные христиане колеблются в вере и призывают к пагубным компромиссам с Константинопольским Патриархатом, раскольниками, высказывают идеи о необходимости еще большей автономии для УПЦ.
Не исключено, что враги Церкви используют фактор предательства Константинопольского Патриархата для шантажа Московского Патриархата с целью добиться он него постепенного предоставления автокефалии путем расширения и без того более чем независимого статуса УПЦ.
Сдача позиций, компромиссы, предоставление еще больших полномочий УПЦ недопустимы, ибо ведут к расчленению и развалу Русской Православной Церкви. По нашему убеждению, весь опыт автономного существования Украинской Православной Церкви в XX веке является отрицательным. Недаром же великий святитель
Тихон, видя, что в условиях гонений автономия только расшатывает церковное управление, ликвидировал ее в 1924 году и вернул УПЦ статус Экзархата Русской Православной Церкви. Следует вспомнить, что автономия, данная Киевской Митрополии Поместным Собором 1917-18 гг., распространялась на значительно
меньшую территорию, чем нынешнее украинское государство - она не распространялась на Крым, Новороссию (территорию нынешних Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Одесской, Николаевской, Харьковской и Херсонской областей) и Подкарпатскую Русь и поэтому акт Собора 1917-18
гг. не может служить ориентиром в нынешней ситуации. Следует признать тот факт, что автономия УПЦ, данная в 1990 году, привела к ослаблению связей с Русской Православной Церковью, что самым пагубным образом сказалось на развитии богословского образования, миссионерской деятельности и т.д., сделало
УПЦ практически беззащитной перед антиправославными силами, мечтающими о <карманной> Церкви.
В этой ситуации мы просим Архиерейский Собор Русской Православной Церкви о следующем:
1. Отдельным пунктом твердо и бескомпромиссно заявить, что единство Русской Православной Церкви не является вопросом для дискуссий и, таким образом, автокефалия УПЦ неприемлема.
2. Признать, что еще большее расширение автономии УПЦ фактически означает автокефалию последней и поэтому неприемлемо.
3. Проанализировать опыт автономного существования УПЦ с учетом вышеизложенных аргументов.
4. Опираясь на наследие великого святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, ликвидировать автономию УПЦ и вернуть ей статус Экзархата Русской Православной Церкви.
5. Дать предельно четкую каноническую оценку антиправославным раскольническим действиям Константинопольского Патриархата, учитывая негативный опыт компромисса по вопросу с Эстонской Православной Церковью.
С верой в архипастырскую мудрость - Союз православных граждан города Одессы.
1 августа 2000 года от Рождества Христова.