ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

06.09.1998

8-15 августа 1998 года Русскую Православную Церковь посетили представит
ели Сербской Православной Церкви епископ БачскийИриней и епископ Захумс
кий и Герцеговинский
Афанасий. Сербские архиереи начали свой визит в Россию с посещения Смол
енской епархии, где были гостями председателя Отдела внешних церковных
сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. 9-10 авгус
та, в дни праздников Собора Смоленских святых и Смоленской иконы Божией
Матери, епископы Ириней и Афансий сослужили митрополиту Кириллу в Успен
ском кафедральном соборе Смоленска.
Затем делегация Сербской Православной Церкви посетила Москву. 11 августа
в Отделе внешних церковных сношений епископы Бачский Ириней и Захумский
и Герцеговинский
Афанасий вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом уч
аствовали в пресс-конференции на тему "Отношение Сербской Правосла
вной Церкви к экуменическому движению". Как известно, Сербская и Р
усская Церкви стали инициаторами созыва` в апреле-мае нынешнего года Вс
еправославного совещания в Салониках, посвященного оценке новых фактов в
отношениях между Православием и экуменическим движением, где была сформ
улирована общая позиция православных по насущным проблемам взаимоотноше
ний со Всемирным Советом Церквей (ВСЦ).
Участники пресс-конференции подчеркнули единство суждений Сербской и Ру
сской Церквей по вопросам участия в экуменическом движении. Епископ Ири
ней выразил сожаление в связи с искажением официальной позиции Сербской
Православной Церкви некоторыми российскими средствами массовой информац
ии и заявил: "Критики экуменизма впадают в тот род искушения, в ко
тором пребывали иудеохристиане апостольского века. Ревнители отеческих
преданий и благочестия, они были слишком узки для того, чтобы понять: и
удейская по своему корню, новая весть, принесенная в мир Иисусом Христо
м, адресована не только им, но всему человечеству и призвана стать закв
аской Вселенской Церкви и обновленного народа Божия. В случае с осужден
ием экуменизма ревность не по разуму проявляется в иррациональном страхе
перед инаковерующими. Нерв экуменизма - в стремлении к утраченному един
ству христианского мира людей, исповедующих Христа как Господа и Спасит
еля. Поэтому наш долг - свидетельствовать о Православии в этом расколот
ом мире и дать пример братской любви и к тем, кто не является нашими ед
иноверцами.
Иное дело - путь, по которому уклонился Всемирный Совет Церквей, презре
вший труды по восстановлению единства христианской ойкумены во имя поли
тических, национальных, идеологических и иных целей. Присутствие Правос
лавия в лоне ВСЦ являлось постоянным напоминанием об истинной духовной
сущности и призвании экуменизма....Православное меньшинство этой орган
изации стало заложником неуместной в данном случае традиционно-демократ
ической процедуры решения весьма специфических проблем. В самом деле, б
ольшинством ли голосов решаются вопросы об Истине и спасении? Доныне ме
ня не покидает жутковатое воспоминание о процедуре голосования на ассам
блеях ВСЦ.
В конце концов у православных участников ВСЦ не мог не возникнуть вопро
с: а не пришло ли все к тому, что они, сами того не желая, стали выступ
ать в роли некоего духовного алиби для сил, преследующих цели разрушения
основ христианской веры и нравственности? Ныне наша совесть и наш долг
призывают нас искать новых средств и моделей диалога. Мы будем идти к э
тому путем переговоров, употребляя средства любви и братского вразумлен
ия. Однако, если мы не встретим ответной искренности и открытости, то в
ынуждены будем все вместе покинуть ВСЦ. В данном случае мы говоримо все
православном консенсусе, достигнутом по этому вопросу в Салониках.
Конечно же, экуменизм не является ни агентом мондиализма, ни служанкой
мирового протестантизма. Православные, участвующие в этом движении, нис
колько не погрешают ни против своей веры, ни пpотив своей совести. Они -
свидетели Православия в инославном мире, пусть и бескровные и недостойн
ые. Мы не против диалога и сотрудничества, но мы против сделок и компро
миссов за счет христианской Истины. При этом мы вынуждены противостоять
не только опасной двусмысленности, возведенной ВСЦ в принцип своей деят
ельности, но и тем сплоченным, не останавливающимся даже перед церковным
расколом силам у себя на родине, которые видят в экуменизме некую
"всеересь". Ныне наряду с существующим в мире "римоцентр
измом" (католичество) и "женевоцентризмом" (протестантиз
м) должен я вить себя и утвердитьсяхристоцентрический православныйэкуме
низм.
Апостол Иоанн призывал нас испытывать духов - от Бога ли они. Духи экум
енизма, конечно же, не являются здесь исключением".
Епископ Захумский и Герцеговинский Афанасий, епархия которого понесла т
яжкий урон в косовском конфликте, рассказал о положении в Косово:
"Нынешняя фаза борьбы за отделение Косова началась после смерти Ти
то, причем в высшей степени символично - с поджога 16 марта 1981 года П
ечской Патриархии. Это преступление пришлось как раз на празднуемую нами
Неделю Православия. А затем косовские албанцы объявили войну православн
ым монастырям, может быть, именно потому, что здешняя земля, имеющая ис
торическое сербское название Метохия, издревле принадлежала монастырям,
которыe были своеобразными пограничными вехами. Православные епископы п
ретерпевали здесь всевозможные поругания и даже побои....Из 35 приходов
моей епархии уцелело лишь 20. То, что в древности евреи претерпели от в
авилонян, а христиане от римлян, ныне претерпевают косовские православн
ые от албанцев".
12августа делегацию Сербской Православной Церкви
принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сербские а
рхиереи посетили Храм Христа Спасителя, Троице-Сергиеву Лавру, Московск
ие духовные академию и семинарию, Художественно-производственное объеди
нение "Софрино".



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме