Троицкий собор - часть моей души

0
554
Время на чтение 7 минут

Мы продолжаем наши беседы с саратовскими священниками, путь которых к жертвеннику и престолу оказался непростым... А бывает ли он простым, этот путь?

Даже если у человека все внешне ровно и последовательно (из верующей семьи, с детства прислуживал в алтаре, поступил в семинарию, нашел православную невесту, венчался, рукоположен) - из этого не следует, что все на самом деле шло так гладко и легко...

Но путь ключаря Свято-Троицкого (Старого) собора иерея Николая Генсицкого даже и внешне пролег не совсем просто...

- Отец Николай, Вы выросли в семье священника, Вы впитали Православие буквально с молоком матери, и куда бы Вам, казалось бы, идти, если не в семинарию. Почему же Вы, окончив школу, предпочли светский вуз?

- Да, мы с моей сестрой выросли не только в верующей, но и в глубоко традиционной семье; семье, где определенные установки, культурные, бытовые традиции передавались из поколения в поколение. И все это было переплетено с верой, конечно. Но из этого не следует, что я должен был стать священником по династическому принципу: раз папа протоиерей, то кем ты еще можешь стать. Меня много раз спрашивали самые разные люди: почему я стал священником? Приезжаю освящать квартиру, на меня смотрят как-то... по-особенному: с чего это он - вроде бы нормальный молодой человек - захотел вот этим заниматься, «не пойми чем»? Но стоит сказать, что у меня отец священник - и всем сразу как бы все понятно становится. Людям, по отношению к Церкви внешним, часто кажется, что ее служители - это люди некоей особой природы, и только они сами могут воспроизводить себе подобных.

Да, мой папа протоиерей, моя мама - матушка, я это подчеркиваю, потому что, по моему убеждению, не всякая супруга священника становится матушкой на самом деле, даже и при многих иных человеческих достоинствах. И мы, дети, получили религиозное воспитание. Мы с раннего детства приучены молиться, соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться. Нас воспитывали - с одной стороны, строго, но с другой, я всегда знал, где и в чем мне будет предоставлена свобода. Свобода выбора. Отец всегда хотел, чтоб мы умели принимать самостоятельные решения. И в то же время он всегда мог помочь в каких-то трудных, сложных для нас ситуациях - потому что доверял нам, а мы ему. Что очень важно - родители всегда старались понять и принять наш выбор. И, когда встал вопрос о моем жизненном пути, отец сказал мне: ты видишь мое служение, ты видишь плюсы и минусы нашей жизни, ее радости и ее трудности, выбирай сам. И в тот момент я выбрал Социально-экономический университет.

- Почему именно этот вуз?

- Я не вуз выбрал, а конкретную специальность: государственное и муниципальное управление. Я был тогда идеалистом, как это свойственно молодым людям, я хотел что-то исправить в нашем государстве, изменить нашу жизнь к лучшему. Но мысль о священстве я из своего сознания не вычеркивал. Скорее, я отложил решение на будущее: какое-то время потружусь ради общественного блага, а уж потом... Но за время учебы во мне что-то изменилось. Определенную роль здесь сыграли лекции преподавателя философии Станислава Петровича Гурина. Он заставил меня задуматься над очень серьезными вопросами - теми, которые раньше не возникали в моей голове (не возникали, может быть, по причине того, что я жил в Церкви, где жизнь - и это мое твердое убеждение - намного яснее и чище, чем в миру). И тогда произошло соединение - полученного мною воспитания с моей жизнью. То есть я смог, наконец, это воспитание реализовать. И направить свою жизнь в то русло, в котором она и сейчас протекает. Я не бросил тогда университет только потому, что не привык вообще бросать что-то начатое. Получил диплом и подал документы в семинарию.

Как я понимаю сейчас, мне необходим был этот жизненный опыт - опыт возвращения. Необходим еще и потому, что я - сын священника. Это совсем непростая ситуация на самом деле - сын священника с малолетства подвергается искушениям, которые даже и взрослому были бы нелегки. Детей священника любят на приходе, они всегда в центре внимания, и это почва для завышенной самооценки, для гордости, тщеславия. Я помню, как одна приходская бабушка назвала меня Колькой. Для нее это было совершенно нормальное обращение к мальчишке, а я - страшно обиделся. Мне было восемь или девять лет, но я знал, что я - не Колька, а Коля, сын батюшки. Поэтому мне просто необходимо было выйти из привычной среды, пожить в другой системе координат, где я - не центр внимания, не сын настоятеля, а такой же человек, как все. Рука Божия меня в эту систему координат поместила: сам о себе я только сейчас умею так думать.

- Что дали Вам годы Вашего иподиаконства - годы рядом с Епископом (впоследствии Митрополитом) Лонгином?

- Неформальное общение с Владыкой дало мне очень много во всех смыслах. Он делился со мной своим личным духовным опытом, привил мне много практических навыков. За эти годы во мне сформировалось четкое представление о том, каким должно быть богослужение, как должен выглядеть храм. И теперь я уже не могу по-другому: Владыка установил планку, которая в то же время является канатом эквилибриста - необходимо соблюсти равновесие между стремлением к идеалу и любовью к людям, которые тебе в этом помогают.

- Стать священником - это ведь совсем не то, что стать специалистом-управленцем или получить любую иную профессию. Любую из светских профессий можно оставить, а священство оставить - страшная беда и грех. Что Вы чувствовали в день диаконской, затем священнической хиротонии, не страшно ли было переступить эту черту - зная, что дороги назад нет, и не зная, как сложится дальнейшая жизнь?

- Страшными для меня эти дни не были. Волнительными и трепетными - да, были, но страшными - нет. Это ведь не в один какой-то момент происходит - к принятию священного сана человек готовится издалека. Абсолютное большинство семинаристов прекрасно понимают, к чему они идут. Страх бывает в ситуациях неопределенности - когда ты не знаешь, как поступить, и боишься сделать ошибку. А если священство - цель твоего пути, то, что следует за рукоположением - куда тебя направят, где придется служить - уже не так важно. Для меня это никогда не было определяющим - в Троицком соборе служить или на каком-то небольшом приходе. Какая разница, где именно я буду проповедовать Христа, совершать Евхаристию? Люди - везде люди. Поэтому никакого страха перед будущей священнической жизнью у меня не было. Я был просто рад. У меня было такое чувство, что я вернулся на круги своя: после временной отлучки вернулся домой.

Я полагаю, мне помог опыт отца - благодаря ему я был готов ко многим вещам, к которым, может быть, не все молодые священники готовы. И очень помогло полученное мною традиционное воспитание. Один из его элементов - не только в моем случае, а в принципе - это ответственное и осмысленное отношение к выбору. Разве только священство - ответственный выбор? А женитьба, например? Если ты принял решение, то, во-первых, ты должен быть удовлетворен им, а во-вторых, ты должен найти в себе силы нести его по жизни при любом развитии ситуации.

Мне, может быть, рано об этом говорить, но за пять лет я еще ни разу не пожалел о том, что стал священником. Я вижу две причины, по которым священник может перестать таковым быть, или, как сейчас принято говорить, выгореть: первая - не до конца осознанный выбор. Вторая - даже если выбор был сделан вполне сознательно - недостаточная работа над самим собой. Духовная работа над собой может спасти даже в случае не вполне осознанного выбора. У человека всегда есть возможность вырасти, перерасти себя сегодняшнего. Выгорание - вовсе не от того происходит, что в Церкви что-то неправильно, условия не те: огонь в человеке поддерживается только его собственными усилиями. Трудиться над собой человеку никто не мешает, никакие внешние условия. Я отчетливо ощущаю действие Промысла Божия в своей жизни - очень многое изменилось, изменился и я. И мне кажется, главное, что хочет этим сказать мне Господь, - никогда не унывай и не останавливайся, всегда двигайся вперед.

- Что оказалось для Вас самым трудным в жизни священнослужителя?

- Оставаться честным со всеми. Это не всегда просто. Человек приходит ко мне со своим вопросом - и он рассчитывает на мой ответ, он на меня смотрит с упованием. Я должен ему что-то сказать, я же священник, в моих словах он ожидает увидеть решение своего вопроса. А я не знаю, что ему сказать, я не могу разобраться в его ситуации... Мне Владыка в свое время говорил: никогда не стесняйся сказать «Я не знаю» или «Я не могу Вам помочь, обратитесь к более опытному священнику». Это лучше, чем делать вид, что знаешь, и тем самым вводить человека в заблуждение. Вот что оказалось трудностью для меня - может быть, это можно назвать «комплексом отличника», который должен все знать. Но на самом деле я обыкновенный человек, такой же, как и все...

- Представьте себе ситуацию. К Вам приходит мальчик-семинарист и спрашивает совета: как выбрать спутницу жизни?

- Боюсь, что пошаговой инструкции я ему не дам, потому что это очень индивидуальный путь, чужой опыт здесь не поможет, не подойдет. Наша с Марией история - простая: познакомились на репетициях Рождественского бала, вместе разучивали танцы, потом из танцев выросло нечто гораздо более серьезное... И вот, оно длится. От супруги священника зависит невероятно много. И общий принцип выбора здесь - чтоб человек был твоего мировоззрения. Я не только веру сейчас имею в виду. У нас с женой разные интересы, она музыкант, творческая натура, я более прагматичный, логичный человек, чем она. Но в то же время наше восприятие того же искусства, например, оно где-то на одном уровне происходит, на одной частоте. Мы можем разойтись во мнениях, но всегда есть какая-то точка, в которой мы снова встретимся. Чтоб брак оказался счастливым, нужны вот именно такие общие точки - в которых и у нее, и у него будут каждый раз загораться глаза.

- Что Вы почувствовали, когда в Вашу жизнь вошел Троицкий собор - жемчужина Саратова, старейшая его святыня, огромное, сложное хозяйство?

- Троицкий собор - это как раз из тех явлений, которые сами в мою жизнь вошли, я их не искал. Я считаю, что в Церкви не может быть такого понятия, как карьерная лестница: я служу там, где мне благословили служить. Но вот понятие о том, что где-то могут открыться новые возможности служения - это, на мой взгляд, нормально. Троицкий собор - это максимум возможностей для любого священника. Во всех аспектах, начиная с хозяйственной деятельности, кончая духовной работой. Это не просто жемчужина, это живой, сложный организм... И это часть моей души.

Фото Александра Курочкина

Газета «Православная вера» № 10 (582)

Священник Николай Генсицкий, Беседовала Марина Бирюкова

https://eparhia-saratov.ru/Articles/troickijj-sobor-chast-moejj-dushi
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06