Однажды снежным летним утром...

Прп.Варлаам Хутынский

0
390
Время на чтение 4 минуты

Июнь. Сижу в редакции и с грустью смотрю в окно: на улице валом валит снег. Такой густой снегопад и зимой в редкость, особенно в нынешние слякотные зимы, - но уж летом!.. Грустная картина! Невольно приходят на ум мысли о том, что научно-технический прогресс вконец испортил земной климат, что если так пойдёт дальше, то скоро лето и вовсе перестанет отличаться от зимы... Вспоминаются даже разговоры о климатическом оружии, и теперь, при виде июньского снегопада, они кажутся куда более правдоподобными, чем раньше... «Нет, - говоришь себе, - в прежние времена такого не было! В прежние времена климат был устойчивым: уж зима так зима, лето так лето!»

Но тут моя память независимо от меня начинает свою подспудную работу и вскоре приводит мне на ум историю, которую я слышал некогда в одном паломничестве... Вот эта история.

В десяти верстах от Великого Новгорода, в Хутынской пустыни, жил святой старец, монах Варлаам. Он славился своей праведной жизнью, прозорливостью и чудотворениями. Говорили даже, что он не раз воскрешал мёртвых, и разговорам этим можно было верить, ибо все воскрешения совершались на глазах у многих людей. Понятно, что люди шли к Варлааму за благодатной помощью не только из Новгорода, но со всей Северной Руси, а то из южных княжеств... Дело было в XII веке, ещё до татарского нашествия.

Как-то раз старца Варлаама вызвал к себе новгородский архиепископ Григорий: владыка весьма почитал хутынского молитвенника и любил побеседовать с ним о духовном. Вот и в этот раз, насладившись мудрой беседою, архиепископ сказал:

- Не смогу я, отче Варлааме, долго без тебя жить! Не приедешь ли ко мне ещё раз через недельку?

Старец смиренно поклонился:

- Если Богу будет угодно, приеду, владыко. На санях к тебе подлечу!

- На санях?! - удивился Григорий. - Да ведь сейчас лето!

Но Варлаам, ничего не поясняя, вышел за дверь и был таков.

А накануне назначенного дня весь Новгород продуло морозными ветрами, налетели тёмные снежные тучи, и среди лета повалил снег, да такой обильный, что засыпал все поля толстым слоем. За ночь этот снег не растаял, и утром Новгород утопал в июньских сугробах. По этому-то снежку старец Варлаам подкатил на санях к владычним хоромам.

Владыка был так огорчён столь несообразной переменой погоды, что не обрадовался даже приезду своего друга духовного.

- Что ж ты печалишься? - спросил архиепископа старец. - Всякая погода от Бога, а всё, что от Бога, - то и благо.

- Какое уж тут благо! - возопил владыка. - Ведь вся рожь на полях помёрзнет! Голод начнётся! Пойдут по Новгороду сотни нищих из разорённых деревень, станут хлеба просить, - а где его взять?..

Варлаам покачал головой:

- Голод, говоришь? Верно: хотел Господь наказать Новгород голодом, - хотел, да смилостивился. Сперва по грехам нашим послал он на поля вредоносного червя, чтобы тот все корни у молодой ржи выгрыз; а потом, по милости Своей, послал этот небывалый снегопад. Снег завтра сойдёт, рожь помёрзнуть не успеет, а вот червь от внезапных холодов уже весь погиб - миновала беда! Так-то, владыка, мы на Божии дела смотрим: гнева Его не замечаем, а милость Его принимаем за гнев! И во всём так, не только с этим снегопадом: где бы радоваться надо, мы печалимся, а настоящей печали и не видим до поры...

Вот и вся история. О преподобном Варлааме Хутынском можно много таких историй рассказать - одна удивительнее другой, - но сегодня этот рассказ нам более всего по погоде. Тут есть над чем подумать: и о том, как мы слепы на милость Божию; и о том, кстати, что погода и в былые времена порою чудила... В XII веке ни научно-технического прогресса не было, ни экологических бедствий, ни, тем более, климатического оружия, - а вот летний снегопад иногда случался!

...Но если вернуться к разговору о милости Божией, скрытой от ума грешных людей, но ясной для ума праведников, то вот ещё одна поразительная история из жития прп.Варлаама.

Вы знаете, конечно, что древние новгородцы были скоры на расправу: если народ считал человека виновным, то его тут же, без всякой судебной волокиты и крючкотворства, тащили на высокий мост и швыряли в быстрые воды Волхова. Как-то раз собрались они таким образом наказать пойманного воришку, но тут по мосту проезжал старец Варлаам. Преподобный глянул на вора, глянул на его судей и сказал: «Оставьте мне этого раба Божия! Он у меня в пустыни перевоспитается». Народ не посмел перечить, и святой увёз вора к себе в монастырь. Через некоторое время вновь новгородцы собрались казнить некоего бедолагу - и снова на мосту они повстречали старца Варлаама. Тот человек, жертва скорого суда, на колени перед ним упал: «Отче! Я не виноват ни в чём! Спаси! Без вины меня казнить хотят!» Но святой проехал мимо, даже не повернув головы в его сторону. Беднягу тут же и казнили... А потом узнали, что ошибочка вышла: человек тот и вправду был не виновен! Вот тогда-то и спросил некто у Варлаама: «Что же ты, отче, заведомого вора спас, а невинного человека даже выслушать не захотел?» На это отец Варлаам ответил так: «Если бы вора казнили, он умер бы нераскаянным и душа его погибла бы. А в пустыни у меня он поработал, помолился, пришёл в разум, - а там и покаялся в своих грехах и повернул на честный путь. Спасая ему жизнь, я ему душу спасти помог. А тот, невинный, тоже не зря свою участь принял: ему, как пострадавшему без вины, славный венец на небесах достался! Останься он жив - не видать бы ему этого венца».

Теперь кто-то, может быть, спросит: «Что же получается? Что каждого вора нужно миловать, чтобы он исправился, а каждого праведника казнить, чтобы венцы ему стяжать небесные? Что-то странно это, не по-людски...»

Да нет, конечно, всё не так... Не каждому вору милость впрок; не каждому праведнику мучение во славу. Но именно тот вор мог исправиться! Именно тот праведник нуждался в мученическом венце! А кто это сумеет определить? Лишь святой. Нельзя прямолинейно рассуждать о действиях святого, и нельзя превращать их в своё повседневное правило. Бездумно подражая святым, мы только дров наломаем и зло приумножим.

Милость Божия от нас сокрыта; для нас летний снег - только повод для печали, мы не видим злого червя, убитого этим снегом...

П.ПЕТРОВ

http://www.pravpiter.ru/pspb/n306/ta007.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52