31 мая президент России посетит Рогожский духовный центр Русской
православной старообрядческой церкви в Москве, где открывается выставка
"Сила духа и верность традиции", посвященная вкладу старообрядчества в
сохранение культурного наследия. Член комиссии Московского патриархата
по делам старообрядных приходов, глава Фонда Григория Богослова Леонид
Севастьянов в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал об историческом
значении этого шага российского лидера.
- Президент Путин сегодня посещает центр и символ старообрядчества,
находящийся в Рогожской слободе. Расскажите как он появился.
- Старообрядцы дo Екатерины II были лишены почти всех прав. Их еще
задолго до еврейских погромов преследовали, сжигали без суда и
следствия, заставляли ходить в общественных местах с особым клеймом на
одежде и разрешали селиться только в гетто. Так, при Екатерине им
разрешили поселиться в Рогожской слободе при условии, что они будут
заниматься похоронами умерших от чумы горожан и жить на этом же
кладбище. Так появился центр компактного проживания старообрядцев в
районе Pогожской заставы, который очень быстро стал центром всего
старообрядчества.
- Какова численность старообрядцев?
- На момент раскола, по нашим данным, две трети населения России стояли
на старой вере, и восстание Степана Разина было ни чем другим, как
религиозной войной за старую веру, равно как и восстание стрельцов при
царице Софье и убийство Петром своего сына были связаны с желанием
народа и русской элиты вернуться к старому обряду. Но уже к революции
из-за жесточайших гонений староверов оставалось только 20% от населения
страны. Учитывая, что старообрядцы были не только идеологами русской
буржуазии, но и ее представителями, понятно, почему репрессивная машина
Советов сразу же обрушилась на старообрядцев.
Старообрядцы-промышленники, кулаки и казачество воспринимались
большевиками как классовые враги, поэтому многие старообрядцы были
уничтожены в гражданскую, многим пришлось эмигрировать, а многие погибли
мученической смертью в застенках ГУЛАГа. По этой причине сейчас мы
насчитываем около миллиона старообрядцев, то есть меньше 1% населения
России.
- В чем суть старообрядчества? Неужели два перста и немногочисленные
обрядовые особенности были важнее единства Русской церкви и самой
России?
- Это непосвященному человеку, воспитанному на пропаганде XVIII-XIX
веков кажется, что мелкие обрядовые нюансы толкнули старообрядцев в
оппозицию новым процессам, начавшимся в России в XVII веке. Для
староверов же с XVII века двоеперстие - это знамя, особый символ,
опознавательный знак, как, к примеру, звезда у Красной армии. За
двоеперстием стоит глубокая идеология. Эту идеологию сформировали
Стоглавый Собор и лично царь Иоанн Грозный и святитель Макарий. Она
гласит: "Кто не крестится двумя перстами, как и Христос, тот проклят".
Что это значит? Да, для современных исследователей такое утверждение
кажется странным. Ведь никто не знает, как крестился Христос. Но суть
была в другом. Она означает следующее: если мы, наши деды, наши святые
крестимся двумя перстами, то в этом истина. Значит, так крестился
Христос. То есть здесь провозглашается принцип суверенитета истины.
Нет универсальной культуры. Само понятие Бог русское и не похоже на
значение этого слова в греческом или латинском. Для русского человека
Бог - это тот, кто богат милостью, в этом истина, которую открыл Бог нам
через русское а не греческое слово. То есть общество, которое
провозглашает себя хранителем суверенной истины, не подвержено внешним
манипуляциям. Если же, как говорил патриарх Никон, истина находится не у
нас, а в греческих книгах, то мы становимся совершенно беззащитны
идеологически. Любой, кто захочет разрушить наше общество, привезя какую
нибудь книжку, сможет заставить нас жить и действовать в рамках и в
интересах чужой, а не нашей парадигмы. Так и происходило со времен
Петра. Кульминация наступила в 1917 году, когда народу смогли навязать
чуждую идеологию Маркса вместо русской идеологии Бердяева, Ильина и
Рябушинского только из-за того, что народ уже не относился скептически к
любой "истине", приходящей извне русской культуры. Мы ценим до сих пор
чужое чужой "продукт", чужой, если хотите, "бренд" и считаем ничего не
стоящим свой. В этом был спор и смысл спора. Где хранится истина - у
нас, или в Греции, или в Ватикане? Старообрядцы ответили, что у нас, и
за этот принцип пошли на костер. Практика показала, что в чисто бытовом
измерении подход и принцип старообрядцев более конкурентоспособный,
поэтому, например, к 1917 году 70% всей промышленности и капитала
Российской империи принадлежало старообрядцам.
- Но сейчас, когда времена поменялись и уже нечего делить, есть ли
надежда на воссоединение между старообрядцами и новообрядцами?
- Я полностью согласен, что времена коренным образом изменились.
Во-первых, в этом году мы празднуем уже 100-летие восстановления
патриаршества, за что боролись старообрядцы в том числе. Во-вторых,
сняты проклятия на старые обряды. Русский обряд уже не запрещается, но,
наоборот, продвигается в Русской церкви. Митрополит Волоколамский
Иларион недавно назвал старый обряд эталоном. А если это эталон, то я
уверен, что к нему вернется вся Церковь. Старообрядцы, несмотря на то,
что критикуют сохранившуюся моду на греческое, когда святыни,
привезенные из греческих земель, являются более популярными, чем, к
примеру, мощи великих русских святых, таких как Леонтий и Исаия
Ростовские, при этом с большим воодушевлением наблюдают возрождение
знаменного пения и древнерусской иконографии. Партесное пение прекрасно
слушать в опере, но в Церкви каноническим является знаменное. Плюс общие
гонения как против старообрядцев, так и новообрядцев, тоже сблизили
нас. Я реально склонен верить в то, что и старообрядцы, и новообрядцы -
это единая Церковь и всегда такой была. Мы знаем из истории Церкви, что
раннехристианское монашество также развивалось в непривычной для нас
форме. Это было оппозиционное движение, и прежде всего по отношению к
официальной иерархии. Был даже особый принцип монаха: монах должен был
бояться женщины и епископа, то есть избегать их. При этом монахи были не
раскольниками, но цветом и солью Церкви.
Здоровая оппозиция необходима даже в Церкви. Давайте воспринимать
старообрядчество как 300-летнюю необходимую оппозиционную силу внутри
Церкви. Давайте уйдем от средневековых клише. Но, конечно же, и
староверы должны подойти к этому процессу более ответственно. Вся
история старообрядчества показывает, что, несмотря на жесткую риторику,
старообрядчество всегда вращалось "в зоне" Русской церкви. Очень
интересно, что это подметил и Серафим Саровский, который тоже молился по
старому обряду. Он сказал, что старообрядчество - это лодка, которая
всегда была прикреплена к кораблю и никогда не уходила в свободное
плавание.
- Как, по-вашему, повлияет визит Владимира Путина в Рогожскую слободу на диалог старообрядцев с Московским патриархатом?
- Повлияет очень положительно! Старообрядцы, веками не доверявшие
власти, наконец-то видят, что власть поворачивается к ним лицом, власть
перестала не замечать старообрядцев и увидела, что они всегда
идеологически были с государством. Старообрядчество невозможно вне
России и русской культуры, при этом оно - основа этой культуры. Не
случайно первым писателем художественной литературы в России считается
протопоп Аввакум. Старообрядцы умирали именно за русскую культуру.
Избавившись от недоверия к светским властям, старообрядцы, я уверен,
избавятся и от недоверия к властям церковным. Поэтому визит Владимира
Путина в Рогожскую слободу - исторический и архиважен прежде всего для
консолидации нашего общества.