Визит президента Путина к старообрядцам архиважен для консолидации общества

Новости Москвы 
0
345
Время на чтение 5 минут

31 мая президент России посетит Рогожский духовный центр Русской православной старообрядческой церкви в Москве, где открывается выставка "Сила духа и верность традиции", посвященная вкладу старообрядчества в сохранение культурного наследия. Член комиссии Московского патриархата по делам старообрядных приходов, глава Фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал об историческом значении этого шага российского лидера.

- Президент Путин сегодня посещает центр и символ старообрядчества, находящийся в Рогожской слободе. Расскажите как он появился.

- Старообрядцы дo Екатерины II были лишены почти всех прав. Их еще задолго до еврейских погромов преследовали, сжигали без суда и следствия, заставляли ходить в общественных местах с особым клеймом на одежде и разрешали селиться только в гетто. Так, при Екатерине им разрешили поселиться в Рогожской слободе при условии, что они будут заниматься похоронами умерших от чумы горожан и жить на этом же кладбище. Так появился центр компактного проживания старообрядцев в районе Pогожской заставы, который очень быстро стал центром всего старообрядчества.

- Какова численность старообрядцев?

- На момент раскола, по нашим данным, две трети населения России стояли на старой вере, и восстание Степана Разина было ни чем другим, как религиозной войной за старую веру, равно как и восстание стрельцов при царице Софье и убийство Петром своего сына были связаны с желанием народа и русской элиты вернуться к старому обряду. Но уже к революции из-за жесточайших гонений староверов оставалось только 20% от населения страны. Учитывая, что старообрядцы были не только идеологами русской буржуазии, но и ее представителями, понятно, почему репрессивная машина Советов сразу же обрушилась на старообрядцев. Старообрядцы-промышленники, кулаки и казачество воспринимались большевиками как классовые враги, поэтому многие старообрядцы были уничтожены в гражданскую, многим пришлось эмигрировать, а многие погибли мученической смертью в застенках ГУЛАГа. По этой причине сейчас мы насчитываем около миллиона старообрядцев, то есть меньше 1% населения России.

- В чем суть старообрядчества? Неужели два перста и немногочисленные обрядовые особенности были важнее единства Русской церкви и самой России?

- Это непосвященному человеку, воспитанному на пропаганде XVIII-XIX веков кажется, что мелкие обрядовые нюансы толкнули старообрядцев в оппозицию новым процессам, начавшимся в России в XVII веке. Для староверов же с XVII века двоеперстие - это знамя, особый символ, опознавательный знак, как, к примеру, звезда у Красной армии. За двоеперстием стоит глубокая идеология. Эту идеологию сформировали Стоглавый Собор и лично царь Иоанн Грозный и святитель Макарий. Она гласит: "Кто не крестится двумя перстами, как и Христос, тот проклят". Что это значит? Да, для современных исследователей такое утверждение кажется странным. Ведь никто не знает, как крестился Христос. Но суть была в другом. Она означает следующее: если мы, наши деды, наши святые крестимся двумя перстами, то в этом истина. Значит, так крестился Христос. То есть здесь провозглашается принцип суверенитета истины.

Нет универсальной культуры. Само понятие Бог русское и не похоже на значение этого слова в греческом или латинском. Для русского человека Бог - это тот, кто богат милостью, в этом истина, которую открыл Бог нам через русское а не греческое слово. То есть общество, которое провозглашает себя хранителем суверенной истины, не подвержено внешним манипуляциям. Если же, как говорил патриарх Никон, истина находится не у нас, а в греческих книгах, то мы становимся совершенно беззащитны идеологически. Любой, кто захочет разрушить наше общество, привезя какую нибудь книжку, сможет заставить нас жить и действовать в рамках и в интересах чужой, а не нашей парадигмы. Так и происходило со времен Петра. Кульминация наступила в 1917 году, когда народу смогли навязать чуждую идеологию Маркса вместо русской идеологии Бердяева, Ильина и Рябушинского только из-за того, что народ уже не относился скептически к любой "истине", приходящей извне русской культуры. Мы ценим до сих пор чужое чужой "продукт", чужой, если хотите, "бренд" и считаем ничего не стоящим свой. В этом был спор и смысл спора. Где хранится истина - у нас, или в Греции, или в Ватикане? Старообрядцы ответили, что у нас, и за этот принцип пошли на костер. Практика показала, что в чисто бытовом измерении подход и принцип старообрядцев более конкурентоспособный, поэтому, например, к 1917 году 70% всей промышленности и капитала Российской империи принадлежало старообрядцам.

- Но сейчас, когда времена поменялись и уже нечего делить, есть ли надежда на воссоединение между старообрядцами и новообрядцами?

- Я полностью согласен, что времена коренным образом изменились. Во-первых, в этом году мы празднуем уже 100-летие восстановления патриаршества, за что боролись старообрядцы в том числе. Во-вторых, сняты проклятия на старые обряды. Русский обряд уже не запрещается, но, наоборот, продвигается в Русской церкви. Митрополит Волоколамский Иларион недавно назвал старый обряд эталоном. А если это эталон, то я уверен, что к нему вернется вся Церковь. Старообрядцы, несмотря на то, что критикуют сохранившуюся моду на греческое, когда святыни, привезенные из греческих земель, являются более популярными, чем, к примеру, мощи великих русских святых, таких как Леонтий и Исаия Ростовские, при этом с большим воодушевлением наблюдают возрождение знаменного пения и древнерусской иконографии. Партесное пение прекрасно слушать в опере, но в Церкви каноническим является знаменное. Плюс общие гонения как против старообрядцев, так и новообрядцев, тоже сблизили нас. Я реально склонен верить в то, что и старообрядцы, и новообрядцы - это единая Церковь и всегда такой была. Мы знаем из истории Церкви, что раннехристианское монашество также развивалось в непривычной для нас форме. Это было оппозиционное движение, и прежде всего по отношению к официальной иерархии. Был даже особый принцип монаха: монах должен был бояться женщины и епископа, то есть избегать их. При этом монахи были не раскольниками, но цветом и солью Церкви.

Здоровая оппозиция необходима даже в Церкви. Давайте воспринимать старообрядчество как 300-летнюю необходимую оппозиционную силу внутри Церкви. Давайте уйдем от средневековых клише. Но, конечно же, и староверы должны подойти к этому процессу более ответственно. Вся история старообрядчества показывает, что, несмотря на жесткую риторику, старообрядчество всегда вращалось "в зоне" Русской церкви. Очень интересно, что это подметил и Серафим Саровский, который тоже молился по старому обряду. Он сказал, что старообрядчество - это лодка, которая всегда была прикреплена к кораблю и никогда не уходила в свободное плавание.

- Как, по-вашему, повлияет визит Владимира Путина в Рогожскую слободу на диалог старообрядцев с Московским патриархатом?

- Повлияет очень положительно! Старообрядцы, веками не доверявшие власти, наконец-то видят, что власть поворачивается к ним лицом, власть перестала не замечать старообрядцев и увидела, что они всегда идеологически были с государством. Старообрядчество невозможно вне России и русской культуры, при этом оно - основа этой культуры. Не случайно первым писателем художественной литературы в России считается протопоп Аввакум. Старообрядцы умирали именно за русскую культуру. Избавившись от недоверия к светским властям, старообрядцы, я уверен, избавятся и от недоверия к властям церковным. Поэтому визит Владимира Путина в Рогожскую слободу - исторический и архиважен прежде всего для консолидации нашего общества.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=484

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Севастьянов
Все статьи Леонид Севастьянов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28