Духовная бомба

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1-2). С этих слов начинается Библия. Когда-то с этих слов начался мой собственный путь в храм.

    

Безвидная и пустая земля... Как она выглядела? Как обожженная пустыня или как безбрежный океан, не украшенный жизнью? Океан серого цвета, мертвый и пустой. Святые отцы говорят, что слова: «Дух Божий носился над водою» - можно понимать так: Дух Божий оживотворял материю, сообщал ей тепло и энергию. В тексте Бытия нет ни слова о том, был ли холоден первозданный неживой мир, но почему-то кажется, что он был именно таков.

Этот сюрреалистичный мир немого одиночества мы познаем в самих себе. Его может вспомнить каждый человек, пришедший к Богу в зрелом возрасте. Иногда этот опыт неведения Бога может нам помочь: мы оказываемся способными понять, что переживает неверующая душа.

Безвидная и пустая земля... Она окружает нас везде, где нет веры в Бога, нет причастности плоти Духу Святому, где нет устремления в небо. Только холодная бездна бессмысленности и тьма над нею. И эта бездна далеко не пассивна - она засасывает в себя, подобно воронке.

Вот попробуйте пожить в незнакомом месте, где нет храма, где не служится Литургия. Очень скоро вы поймете, что, оказывается, если нет Литургии, то нет и жизни. Когда живешь с этим даром, постоянно вкушаешь его, то потихоньку перестаешь его ценить. Его внеземное происхождение умаляется в невнимательных глазах. Но в городе или деревне, где нет Божественной Литургии, четко понимаешь, что вокруг все пусто... и безвидно.

Меня Господь удостаивал несколько раз провести первое богослужение в тех местах, где оно не служилось никогда. Последний раз - прошедшим летом. Обычное сельское местечко. Рутинная жизнь, заимствующая цикличность от посевной и сбора урожая. Какие-то не обремененные высоким смыслом повседневные заботы.

    

И вдруг в этот утлый кораблец входит Христос и говорит: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5: 4). И Он открывает совершенно новое измерение жизни и смерти, новые цели и смыслы окружающего мироздания.

Литургия - это духовная бомба. Но взрывает она совсем не дома, а мертвящую бессмысленность бытия. Эта бомба не вырывает чужие жизни, а наоборот - дарит жизнь новую, небесную.

Когда совершаешь первую Литургию там, где ее не совершали никогда, реально ощущаешь присутствие Духа Святого

Когда совершаешь первую Литургию в месте, где ее не совершали никогда, реально ощущаешь присутствие Духа Святого. Ощущаешь, как Он заполняет собой духовный вакуум, как духовно пустую землю Он преображает в плодородный сад, как Он «носится» в поисках души, готовой к принятию благодати. Совершается преображение земли и всего, что на ней. И отдельная радость, что для этого преображения потрудился каждый, кто стоит в этот день в храме. Один помог разгрузить стройматериалы, другой нашел рабочих, третий прибрал храм после ремонта. Кто-то не смог помочь собственноручно - из-за занятости или дальности проживания - и просто дал какую-то жертву на стройку. И на всех их Господь взирает милостиво и благодатно. Ласково. Как на друзей. Он же Сам сказал нам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15: 14).

И тут каждый оказывается на своем месте совершенно неожиданно. Сейчас поясню свою мысль.

Вот, скажем, купил я себе кровать. Ну, даже не «скажем», а купил на самом деле. Старая совсем уж обветшала, и пришлось купить новую. Но как мы все любим что-то изменять и совершенствовать даже в новых вещах, так и я сразу нашел, что изменить в конструкции, открутил несколько брусков, одно выкинул, другое вставил и остался доволен результатом. Впрочем, речь не о кровати.

Ненужные покамест бруски бросил в сарай: в хозяйстве-то все пригодится.

Прошло время. Может, несколько месяцев. Стал я в храме монтировать временный иконостас. И понадобились мне два небольших ладных бруска для поддержки иконы «Тайная вечеря» над царскими вратами. На всей моей церковной стройке не нашлось ничего подходящего - и вот тогда я вспомнил про модернизацию своей кровати и брошенные в сарае запчасти. Два бруска от кровати мне пришлись как раз по размеру и качеству.

И теперь каждый раз, когда я царскими вратами вхожу в алтарь, я думаю вот о чем. Эти два куска дерева были предназначены, чтобы поддерживать мои совсем неатлетические телеса во время сна и пылиться под кроватью. Но случай поставил их на почетнейшее место - в иконостас православного храма.

    

Так каждого из нас Бог (а совсем не судьба) ставит на то место, где мы и сами можем удобнее спастись, и большую пользу можем принести Божией Церкви. Апостол говорит нам, что мы «по данной нам благодати имеем различные дарования» (Рим. 12: 6) и что «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2 Тим. 2: 20), но жизнь показывает, что порой глиняный сосуд оказывается нужнее, чем золотой. Не этому ли нас учит сказка о курочке Рябе? Когда голоден, все золотые яйца мира променяешь на одно настоящее куриное яйцо.

Так и во всем. Невозможно совершить Литургию без Чаши, и точно так же невозможно совершить ее без куска дерева, из которого сделан Престол, из которого сделан иконостас, без угля и ладана для кадила. И из угля и ладана в большем почете и цене второй, хоть без первого он бесполезен.

Невозможно совершить Литургию и без каждого из нас. Все мы - часть Тела Христова, которое есть Церковь

Так невозможно совершить Литургию без каждого из нас. Все мы - часть Тела Христова, которое есть Церковь. И об этом же пишет нам апостол Павел в том же самом послании Римлянам, которое мы уже цитировали: «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4-5).

Просто одни на виду, а другие - нет. Нельзя состояться Литургии без священника. И точно так же нельзя ей состояться без какой-нибудь бабушки Нади - просфорницы, или без регента, или без псаломщика, или даже без старенькой церковницы, вся обязанность которой - смотреть за подсвечниками и убирать после службы храм. Ведь если она плохо уберет - то священник может поскользнуться и пролить Кровь Христову. А значит, она такой же важный участник Литургии. Разве может какой-нибудь газосварщик думать о том, что он выбрал профессию Промыслом Божиим, пока его не пригласят в храм монтировать отопительную систему? Но и без него Литургия не могла бы состояться или это было бы затруднительно.

И такой же важный участник Литургии любой молящийся в храме, ведь в силах каждого сделать это богослужение полноценным или невыносимым для всех окружающих. Ведь можно так себя вести в церкви, что и сам не будешь молиться, и другим не дашь. А можно, наоборот, своей пламенной ревностью зажигать других, как командир подымает за собой весь батальон в атаку и не отступит, пока не займет вражескую траншею.

Порой мы себе кажемся никчемными и непотребными, и от этого опускаются руки. Но, поверьте, каждый из нас неспроста находится на своем месте. И на своем месте, пускай маленьком и незаметном, каждый может совершать большие и полезные дела для ближнего и для Церкви.

Все звенья этой цепи взаимосвязаны, поэтому если я плохо подготовился к Литургии, то я виновен не только в собственном недостойном причащении, но и в том, что вношу дисгармонию в Общее Божественное дело. В этом контексте и становится Божественная Литургия нашим общим делом, в котором среди верных нет уже посторонних.

    

Если так относиться ко всему, то становится понятно, почему апостол после приведенных нами слов пишет следующее: «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 9-10).

Ведь действительно, если от каждого из нас зависит духовный покой и комфорт нашего брата и сестры в общине, то братолюбие - это главное приходское послушание каждого из нас. В братолюбии нет начальников и подчиненных, нет настоятелей, игуменов и иерархов, «но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).

* * *

Почти полтора года назад было опубликовано мое обращение ко всем неравнодушным с просьбой о помощи в строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Аталезь. Я сердечно благодарю всех откликнувшихся, молитвенно призываю на вас благословение Божие.

Литургия - лучшая проповедь покаяния: тут остро чувствуешь свое недостоинство пред лицем Божиим

Благодаря вам, братья и сестры, удалось собрать достаточно крупную сумму и практически закончить отделку здания. И хоть ремонт не завершен еще в полноте, но как только стало возможно - мы сразу начали служить Божественную Литургию. Промыслительно это духовное рождение прихода произошло в день рождения святого Иоанна Предтечи - проповедника покаяния. И действительно, Литургия - лучшая проповедь покаяния для каждого из нас, ведь на ней так остро чувствуешь свое недостоинство пред лицем Божиим.

Впереди еще много работы. В настоящий момент мы готовимся к облицовке пола, предстоят заботы по организации отопления в храме, строительству и воздвижению купола с крестом, благоустройству территории. И пусть мы не сможем сделать все сразу, но главное уже совершается - Бескровная жертва, в которой есть заслуга многих из вас. И каждый раз, когда я возглашаю: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде», я верую, что Господь воздаст всем верным Своим из Беларуси, России, Украины, США и прочих мест, кто, порой не оставляя своего имени, помог нам начать самое главное общее дело в нашем селении.

Я повторно оставляю реквизиты нашего храма и хочу удостоверить, что все имена жертвователей остаются в храме для постоянного поминовения. Поэтому я настоятельно прошу вас указывать свои имена и фамилии на платежных поручениях. К сожалению, из всей массы платежек подписана только небольшая часть. Впрочем, Господь воздаст всем, по вере и делам каждого.

Для платежей в Беларуси:

Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы аг. Аталезь Столбцовского р-на Молодечненской епархии Белорусской Православной Церкви.
УНП 601066299.
р/с 3015062408943 в ЦБУ № 624 филиала № 500 - Минского управления ОАО «АСБ Беларусбанк».
МФО банка: 153001601.
УНП банка: 100603596.

Священник Сергий Бегиян

http://www.pravoslavie.ru/100863.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергий Бегиян:
Правило
02.04.2018
Неизвестные праотцы
11/24 декабря - Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец
23.12.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
«Демографическая яма находится в своей кульминации»
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Наталия 2016
12.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2019
О цареубийстве и «екатеринбургских останках»
Новый комментарий от София7
07.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Георгий
06.11.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от София7
17.09.2019