Опасные связи

0
314
Время на чтение 6 минут
День современного человека почти уже невозможно представить себе без Интернета: электронных библиотек, новостных порталов, социальных сетей. Интернет существенно облегчает нашу жизнь, но он же расставляет перед пользователем разнообразные ловушки. Перед соблазнами электронной коммуникации непросто устоять даже взрослому, что уж говорить о ребенке или подростке. О том, как уберечь ребенка от опасностей в Сети, мы беседуем с Алексеем Несмашным, помощником уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, директором Центра развития гражданского общества.

- Такое выражение, как «ловушки в Интернете», можно услышать довольно часто, но не все, наверное, имеют четкое представление о том, в чем они состоят. Каковы они, в чем их суть?

- Это мошенничество, продажа наркотиков, реклама запрещенных организаций, группы в социальных сетях, вовлекающие подростков в противоправные действия, сайты, пропагандирующие деструктивные модели поведения - например, суицид. Опасностей великое множество, и чтобы уберечься от них, мы должны понять, что в основе действия всех этих «ловушек» и «капканов» лежит один и тот же механизм - возникновение доверия к источнику информации.

Интернет - это интерактивная среда, поэтому он влияет на нас гораздо интенсивнее, чем книги, реклама, газеты, телевидение. Информация из этих источников тоже может и озадачить, и напугать ребенка. Но проблема в том, что, столкнувшись с чем-то непонятным именно в Интернете, ребенок, скорее всего, обратится за разъяснениями не к маме и папе, а опять же к Интернету - и, весьма вероятно, получит ответ из источника весьма сомнительного качества. К сожалению, дети и подростки склонны доверять информации такого рода безоговорочно и редко подвергают ее критическому анализу.

В Интернете легко возникает не только доверие к сомнительным источникам информации, но и доверие к людям, о которых нам порой ничего не известно. И это неудивительно, ведь зачастую мы общаемся с нашими неизвестными собеседниками о том, что нам близко, дорого, интересно, поэтому общение такого рода сразу переходит на глубокий личностный уровень.

Попадая в Интернет, ребенок как будто оказывается в толпе людей, с которыми он общается и о которых его родители зачастую ничего не знают - и даже не могут уследить за его контактами, потому что нередко дети разбираются в технической стороне вопроса гораздо лучше, чем старшее поколение. Но дети при этом все равно остаются детьми: они могут не понять, что кто­то пытается использовать их доверие, они не имеют внутренней защиты, выработанной опытом, которая есть у нас, взрослых.

- К чему это использование детского доверия приводит на практике?

- Вариаций злоупотребления доверием множество - от сбора конфиденциальной информации до виртуальных сексуальных домогательств. Самая распространенная схема мошенничества заключается в том, что злоумышленник, познакомившись с подростком, постепенно выведывает у него, где он живет, когда возвращаются домой мама и папа, каков его распорядок дня, и находит подходящий момент, чтобы обворовать его квартиру. Пользуясь доверием подростка, ему можно что-то продать, или что-то у него купить, или выманить его на встречу, которая может закончиться самым плачевным образом. Большую опасность представляют собой группы в социальных сетях, которые «программируют» пользователя на определенную модель поведения: например, в игровой форме подталкивают подростка к воровству.

- А если родители с малых лет ребенку объяснили, что воровать - это грех, это нехорошо, стыдно, станет ли это барьером, который защитит его от манипуляций?

- К сожалению, не всегда. Дети, как и взрослые, - разные. Кто-то в принципе не способен украсть, а кто-то готов «поиграть», предполагая, что ничего серьезного не происходит - это просто игра. У каждого сетевого ресурса подобного рода есть своя целевая группа, куда входят ребята с определенными характеристиками. Когда ребенок попадается на эту уловку, в его душе идет борьба тех мотиваций, на которые давит манипулятор, и тех ценностей, которые заложили в нем семья и школа. Если заложили... Юношеский максимализм, задор, озорство свойственны детям, но эти качества могут найти правильное и неправильное применение. Правильное - это спортивные и социальные достижения и возникающее на этой основе неформальное лидерство. А неправильное - это «лайки» в соцсетях: тоже лидерство в своем роде, но лидерство, режиссируемое извне.

- Действительно ли существуют в Сети такие группы, которые подталкивают детей к суициду?

- Скажем более осторожно: в Интернете существуют такие группы, в которых вопросы суицида обсуждаются в положительном ключе и где работа с читателями и участниками этих сообществ ведется системно. При определенных условиях участие в этих обсуждениях может нанести вред неустойчивой психике ребенка или подростка.

- При определенных условиях? Значит, все-таки не любого подростка, который случайно зашел на опасную страничку в социальной сети, можно подтолкнуть к непоправимому шагу?

- Все-таки нет, не любого. Хотя нам часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда трагедия случилась в благополучной семье, с благополучным ребенком. Но без предпосылок, без внутреннего кризиса, совершенно на ровном месте ребенок не вступит в опасную игру. Вопрос в том, заметят эти предпосылки родители или нет. В некоторых семьях не принято делиться сокровенным, и там родителям сложно заметить изменения в характере ребенка. Попасть в опасную среду может любой, но останется в ней, «утонет» только тот, у кого есть нерешенные внутренние проблемы.

- Почему потенциально опасные группы не закрывают?

- Потому что они вновь откроются. Ликвидируя ту или иную площадку, мы не ликвидируем социальные связи, которые эти группы создали.

- Совсем уйти от контактов в Интернете невозможно, но, может быть, учитывая степень риска, их нужно свести к минимуму или совсем запретить детям до определенного возраста пользоваться сетевыми ресурсами?

- Прежде всего, не стоит говорить о том, что Интернет опасен сам по себе. Интернет - это среда, порожденная техническим прогрессом. Интернет является источником полезной информации, он расширяет наши социальные связи, помогает преодолеть расстояния. А опасной может быть любая среда - например, вода или лес, если не знать правил поведения в этой среде.

Изолируя ребенка от угроз Интернета, мы не защищаем его, а создаем условия для того, что рано или поздно он с ними столкнется и окажется перед ними беззащитным.

Почему иногда жертвами Интернет-мошенников становятся дети из благополучных семей? Как раз потому, что родители, пытаясь изолировать своего ребенка от опасностей, не научили его, как себя вести в подобных ситуациях, и когда таких ребят начинают грамотно «раскручивать», они не знают, что с этим делать.

Не нужно давать ребенку возможность выходить в Интернет в качестве награды, ведь награда - это нечто такое, что он жаждет получить. Это очень распространенная ошибка родителей. Лучше относиться к Интернету как к части нашей жизни, как к инструменту, который ребенок может использовать для собственного развития.

- Что же делать, если запрещать - бесполезно?

- Нужно развивать в детях критическое мышление, чтобы они воспринимали информацию не как руководство к действию, а как повод к размышлению. Этому нужно обучать в школе - существуют специальные методики, которые в игровой форме учат правилам критического осмысления информации. Но главное, конечно, семья. Нужно, чтобы между родителями и детьми царило доверие. Мы должны быть рядом, сопровождать ребенка в Интернете так же, как мы переводим его через дорогу - за руку, отвечать на его вопросы и формировать правильное отношение к этой интерактивной среде.

- Что значит «быть рядом»? Быть у ребенка «в друзьях» «ВКонтакте»? Смотреть его переписку? Можем ли мы так глубоко вторгаться в его личное пространство?

- Быть рядом - значит быть для ребенка реальным, а не виртуальным другом. Нужно постараться сделать так, чтобы Интернет был такой же частью его жизни, как и любое другое повседневное явление - как его комната, его место за столом. Ведь его рабочее место не запретно для родственников? А если он и в этом прячется от вас, значит, он чувствует в вас угрозу. Интернет - это та же самая личная комната, но виртуальная. Ребенок рассказывает вам про своих школьных друзей? Пусть расскажет и про друзей виртуальных.

Что касается просмотра переписки, это все-таки крайняя мера, которая говорит о том, что доверия между вами уже нет. Но это можно сделать, если вы чувствуете, что кто-то неизвестный завладел доверием вашего ребенка, вы не знаете кто и чувствуете угрозу.

- Нужно ли ребенку прямо рассказать о тех опасностях, о которых мы сейчас говорим?

- Да, об этом стоит рассказать. Интернет и его угрозы - это часть окружающего мира, и мы должны с этим познакомить ребенка.

- Когда имеет смысл это сделать, в каком возрасте? Как выбрать подходящий момент?

- Тогда, когда ребенок начинает знакомиться с Интернетом, когда вы чувствуете, что он начинает интересоваться жизнью в Сети. Только важно не напугать его и не создать вокруг этого вопроса ажиотаж. Сейчас дети начинают выходить в Сеть примерно в 1-2-м классе. Хочу подчеркнуть: мы не можем сказать однозначно, что если ребенок начнет пользоваться Интернетом, скажем, в 6 лет, то он гарантированно столкнется с той или иной проблемой. Но можно сказать, что ребенок с очень большой долей вероятности столкнется с опасностью, если он пользуется Сетью исключительно самостоятельно, то есть без сопровождения родителей.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 02 (574)

Алексей Несмашный, Беседовала Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/opasnye-svyazi
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27