Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кто может вместить Христа

Святитель  Игнатий  (Брянчанинов), Православная жизнь

24.04.2017


Как в сердце вселяется Господь - из письма святителя Игнатия Брянчанинова, обращенного к светским лицам …

 

Письмо 268. Христианин - храм Божий. - Евангелие - правило жизни. - Любовь к Богу - исполнение евангельских заповедей. - Молитвенное правило; Путь к совершенству (К некоторой девице, желавшем заняться подробным и деятельным изучением христианства)

Новый Завет всюду именует христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святого Духа. Бог, по неизреченным - Любви Своей и Смирению, не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженного Им для Себя. Он даровал словесному храму свободу, власть принадлежать или не принадлежать своему Зиждителю, чтоб пребывание Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу. Но храм этот, сосуд, удалив из себя Бога, не может не быть тем, чем он создан, то есть храмом, сосудом. Тогда, по словам Писания, он принимает в себя грех, - яд, ввергнутый в естество наше диаволом, - соделывается вместилищем страстей. Если же христианин опять захочет быть обителью Бога; то покаянием изгоняет из себя грех, а хранением заповедей опять привлекает к себе Бога. Впрочем, возможность этих изменений продолжается только во время земной жизни, по окончании которой тот, кто был последним владетелем храма, остается его владетелем на всю вечность, и Бог составляет Собою вечное блаженство Своего жилища, а грех - вечное мучение своего логовища.

Судьба наша в вечности зависит от того образа жизни, который будем проводить во время нашего краткого на ней пребывания. Хотите ли быть храмом Божиим? - Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати? - Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни. Веруйте в него Вашими делами, Вашею жизнью, - не только мыслью, сердцем и устами. - Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни, - представляйте себе, что невидимо стоит пред Вами Сам Христос и говорит Вам глаголы, которые «Дух суть и Живот суть!» (Ин.6:63) - Не должно начертывать в воображении вида Христова, - нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его всесвятое присутствие.

Что желающий любить Спасителя обязан исполнять все Его заповеди, изложенные во святом Евангелии, - это ясно засвидетельствовал Сам Спаситель: «Кто любит Меня, - сказал Он, - тот Слово Мое соблюдает. Не любящий Меня, словес Моих не соблюдает» (Ин.14:23-24). Любовь к Богу проистекает от хранения евангельских заповедей и соблюдается в сердце этим хранением: «если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей»(Ин.15:10). Какой же плод любви к Спасителю? - «Кто любит Меня, - отвечает Он, - тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин.14:21). Ученик, которого мысль была еще пригвождена к земле, услышав о явлении Спасителя возлюбившему и возлюбленному, думая, что обещающий явиться, будет зрим очами телесными, вопрошает:  «Господи, отчего это, что Ты хочешь явиться нам, а не миру?» Иисус говорит ему в ответ: «Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:22-23).

Это явление - в сердце. Это то явление, о котором сказал Апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал.2:20). Это то явление, то пребывание Господа, которое должны ощущать все христиане, если они точно христиане! «Или вы не познаете самих себя, - говорит Апостол Коринфянам, - что Иисус Христос в вас, разве только вы не то, что должны быть?» (2 Кор.13:5). Вселение Господа в сердце - плод любви; любовь - плод хранения заповедей; хранение заповедей - плод знания их; знание их приобретается чтением Евангелия и молитвою. «В заповедях Твоих поучуся» (Пс.118:15), - говорит Пророк Духом Святым; и в другом месте молится: «Не скрый от мене Заповеди Твоя!» (Пс.118:19). От молитвы воссиявает при чтении просветление.

Отец Небесный Сам подает все нужное для временной жизни тому, кто ищет Царствия Небесного, почему преподобные Отцы наши, оставив все прошения о земном, молились только об одном - об очищении от грехов. А как Господь, преподавая после Тайной Вечери ученикам Своим высочайшие заповеди, повелел призывать в молитвах Свое всесвятое Имя, то святые Отцы присовокупили прошение об отпущении грехов к имени Господа, и их молитвы были кратки, но Небо отверзающие слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва делалась их непрестанным, почти единственным мысленным занятием. «Имя Иисусово, - сказал один из них, - да соединится с дыханием твоим». Сам Апостол Павел говорит о себе: «Я рассудил ничего не знать в вас, кроме Иисуса Христа, и притом распятого»(1Кор.2:2). Но чтоб вселился в нас Христос, это дело не одного дня или двух, сказал святой Иоанн Златоустый, но многих лет и годов. Притом, желающий стяжать Христа, должен отречься от всего: нельзя работать миру и вместе Богу. Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовою, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее:

Восстав от сна, старайтесь, чтоб первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены Христианскою Верою, в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:

20 земных поклонов; при каждом поклоне молитва:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
20 поясных поклонов с тою же молитвою.
10 земных поклонов: при каждом поклоне молитва:
«Пресвятая Владычице моя Богородице спаси меня грешнаго».
10 поясных с тою-же молитвою.
5 поясных с молитвою: «Ангеле Божий Хранителю мой святый, моли Бога о мне грешнем».
5 поясных с молитвою: «Все святые молите Бога о мне грешнем».

Итого 70 поклонов, из которых 30 земных и 40 поясных.

Если найдете, что этих поклонов для Вас мало, то можно прибавить соответственно силам Вашим несколько поклонов с молитвою Иисусовою. Но должно правило соразмерить так, чтобы оно ежедневно было одинаковое. Святые сказали: «Лучше небольшое делание, но постоянное, нежели большое, но в скором времени прекращающееся». После чего читаются утренние молитвы, и, если хотите, помянник, который Вам нравится по особенным причинам; после помянника читайте Евангелие, главы по две или по три. Когда будете читать о слепых, хромых, прокаженных, беснующихся, мертвых, то думайте, что Вы подобны им и молите Спасителя о спасении Вас. Затем должны следовать обыкновенные Ваши занятия со страхом Божиим, молитвою, полезными мыслями и воспоминаниями. Для чтения одобряю книгу: Les saints peres des deserts de I'Orient. Но и эту книгу должно читать с умеренностью. Советую приучаться к чтению на русском и славянском языках, для чтения книг святых Отцов. Если для нужд преходящего мира, Вы приучались к разным иностранным языкам; - то отчего не потрудиться и не приучиться к родному языку для Христа и для блага души своей? - Начните читать на русском и славянском - хотя Евангелие.

Если в продолжении дня выпадает свободный часок, то можно повторить правило с поклонами, или только положить 20 поклонов земных и 20 поясных с Иисусовою молитвою. Если же не будет свободного времени, то правило оставляйте и пребывайте мирны.

Вечером должно начинать опять с поклонов в вышеопределенном порядке и числе, после них читать вечерние молитвы и Евангелие. Легши на постель должно воспоминать о смерти, которой образ - временный сон, и, отрекшись от всех помыслов и мечтаний, засыпать с молитвою Иисусовою.

Если желаете идти истинным путем Божиим и увидеть духовный плод в душе Вашей; то довольствуйтесь смиренным и простым образом духовного подвига. Не ищите наслаждения в восторгах мечтательности, которые возбуждаются иностранными писателями. Отрекитесь от них. Скоро Вы убедитесь в прочности пути Вашего тем душевным миром и спокойствием, которые прольются в Ваше сердце. В Отцах пустынь Востока Вы увидите, что Евангелие и Псалтирь были по большей части единственными их книгами. «Христос, - сказал один из них, - сокрыт во Евангелии, желающий найти Христа, может найти Его во Евангелии. Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость». - Нашедший Божию Премудрость нуждается ли в премудрости человеческой? Не уничижите Премудрость Божию за то, что наружность её так проста и смиренна. Оставьте, повторяю Вам, все иностранные молитвы и чтения, которые Вам так нравились, казались так прекрасными. Последуйте тому, что Вам советую пред Богом и ради Бога. Когда сердце Ваше очистится вкушением истинно святого и духовного, тогда оно получит отвращение к поддельно-духовному, тогда возрадуетесь и возблагодарите Бога, что уклонил Вас от челюстей лжи и прелести, которых не могут понять обманутые и омраченные ими. Вспомните слова Христовы: «Узки врата и тесен путь, ведущие в жизнь и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»(Мф.7:14-15).

Если при жизни по заповедям Христовым благодать Святого Духа прольется в сердце Ваше и будет ознаменовывать свое присутствие в нем различными духовными плодами, как-то - необыкновенным миром, кротостью, благостию ко всем, терпением: тогда будете сосудом благоприятным Богу, сосудом спасения.

Если же захотите быть совершеннее, то после полного самоотвращения, погрузитесь в глубину смирения. Тогда благодать может Вам преподаться обильнее, тогда можете ощутить вселение Христово, соделаться храмом Божиим: - опытом узнаете, что такое христианское совершенство на земле, называемое Апостолом: «совершенство отчасти».

Господь, призывающий всех в вечное блаженство, Господь, Которому известны избранные Его, Господь, испытующий сердца и утробы, да призрит свыше на желание Ваше работать и благоугождать Ему Единому, да примет это желание, да ниспошлет Вам свою помощь! «Без Мене, - сказал Он, - не можете делать ничего» (Ин.15:5) душам Вашим полезнаго и Богу приятнаго. Аминь.

10 марта 1843 Сергиева пустынь

http://pravlife.org/content/kto-mozhet-vmestit-hrista



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме