itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православие святильниче, церкви утверждение

0
669
Время на чтение 5 минут

Во вторую неделю Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - свт.Григория Паламу, жившего в XIV веке. Почему из сонма святых подвижников Божиих именно свт.Григорию Паламе посвящена целая неделя Великого поста? Отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос. Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Православная Церковь с благодарностью вспоминает свт.Григория Паламу, потому что он сформулировал христианское вероучение о спасении, о цели христианской жизни, основываясь на святоотеческом наследии и на личном опыте, ибо он много лет подвизался на Святой Горе Афон, где проникся духом исихазма (от греч. покой, молчание) - опытного применения умного делания, требующего уединения и безмолвия, - и принял его для себя как основу жизни. В 1336 году он, уединившись в скиту св.Саввы, занялся богословскими трудами. В 30-е гг. XIV века из Калабрии (Италия) приехал на Афон учёный монах-католик Варлаам, познакомился с укладом духовной жизни исихастов и, опираясь на догмат о непостижимости Бога, объявил умное делание еретическим заблуждением. Святитель Григорий вступил в богословский спор с Варлаамом, а позднее и с его учеником - болгарским монахом Акиндином, который объявил Паламу и афонских монахов виновниками церковных смут.

Святитель Григорий отстаивал точку зрения - святоотеческую и практическую - о том, что человеку возможно в этой жизни увидеть свет Божества, энергию Божества. Да, Бога мы видеть не можем, но Его действия, которые вызваны Божественной энергией, мы можем - опосредованно - видеть в этом мире. Святые подвижники достигали состояния, когда видели Фаворский свет, т.е. энергию Божества. И через энергию Божества происходило наиболее тесное общение с Богом. Как сказано в Священном Писании, «мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что΄ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3,2).

- Варлаам утверждал, что ведение Бога достигается не Его созерцанием, но человеческим мышлением: мол, богопознание можно приобрести с помощью философии. И ставил пророков и апостолов, видевших нетварный свет, ниже философов.

- Это католическая точка зрения о том, что человеческое рассуждение, человеческие умопостроения больше, чем опыт подвижников. Т.е. рассудочная деятельность человека и есть высшая способность человека (в том числе богословие) думать о Боге, рассуждать о Боге, находить что-то, сопоставлять... Но апостол Павел, восхи΄щенный до третьего неба, не просветился мыслями и умом, а получил озарение «силы благого Духа по ипостаси в душе». Святитель Григорий придерживался святоотеческой точки зрения, что человеческие рассуждения не могут охватить всей полноты истины, потому что человек ограничен в своей рассудочной деятельности, и в первую очередь своим опытом. Конечно, мы же не можем рассуждать о том, чего не видели, и начинаем фантазировать. Но фантазируем, опять же опираясь на свой опыт, ибо не можем фантазировать о том, чего никогда не видели, не можем говорить об этом категориями, которые не находят ничего сходного в этом мире. Вот, кстати, почему ещё свт.Василий Великий и свт.Григорий Богослов почитаются великими учителями: они искали и находили слова, которыми можно было бы в богословии, не искажая, описать взаимоотношения человека с Богом. Но как говорит свт.Григорий: кто такой истинный богослов? Тот, кто видел Бога. Только тот, кто видел Бога, может о Нём что-то сказать.

- Но видеть Бога невозможно.

- Можно видеть Его энергию. Об этом и речь - об обо΄жении, когда человек становится способен некоторым внутренним зрением видеть нетварную энергию Божества через Его действия. Тот самый Фаворский свет. Свт.Григорий Палама утверждал, что нетварный свет, т.е. видение Бога, - реальность, а не фантазия.

Если Варлаам утверждал, что энергия Божества (благодать) является тварной, т.е. сотворена Богом, и посылается как тварная энергия, то Палама возражал, что энергия эта нетварная, что она присуща природе Божественной. Варлаам, насмехаясь, говорил, что у афонских подвижников в голове происходят всякие умопомрачения, которые они принимают за духовные озарения и якобы видят свет. Святитель Григорий ответствовал, что свв. подвижники достигают состояния близости к Богу и видят нетварную энергию не телес­ными очами, а неким внутренним взором, если предварительно происходит очищение сердца, исцеление души и ума. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Потому что человек, созданный по образу и подобию Божию, в результате обо΄жения становится способным это видеть. Христос даёт нам возможность возвращения в состояние обо΄жения. Что значит «обо΄жение»? Прп.Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни - стяжание Духа Божия, святость. Обо΄жение - это, говоря иначе, святость.

- Митрополит Иерофей (Влахос) в статье «Ведение Бога согласно святителю Григорию Паламе» пишет: Посредством обо΄жения человек удостаивается созерцания Бога. Обо΄жение же это есть не отвлечённое состояние, но соединение с Богом». Как понимать - соединение с Богом?

- Так ведь обо΄жение не может быть само по себе, только в результате общения с Богом. Человек, своей собственной волей очищая сердце от страстей, вступает, таким образом, в со-действие - т.е. происходит объединение энергий человеческой воли и Божественной воли. Душа человека очищается, и он становится способным общаться с Богом.

Варлаам утверждал, что человек не может познать Бога, возможно лишь символическое видение Бога, ибо человек - Его творение, тварь. На что Палама отвечал, что Бог непостижим по сущности, но мудрость апостолов и пророков не приобретается научением, она преподаётся им Духом Святым, являясь даром благодати.

Прп.Симеон Новый Богослов говорил: триблажены те, кто услышал (заповеди) и исполнил. А что же делать тем, кто не исполнил? А вот если ты веришь, что те смогли исполнить, то ты тоже блажен. Так и с учением свт.Григория Паламы. Понять всю глубину его вероучения может только тот, кто сам обо΄жился. Мы же труды святых отцов читаем поверхностно, в ту меру, в какую в состоянии постигнуть, опираясь на собственный опыт. А когда опыта нет, то мы читаем и ничего не понимаем, а значит, начинаем фантазировать. Это не душеполезно.

Свои богословские доводы Палама письменно изложил в труде «Триады в защиту святых исихастов».

- А если бы Палама не смог доказать свою правоту?..

- Если принять точку зрения Варлаама и Акиндина, это значит согласиться с тем, что человек обо΄житься не может, потому как существо тварное, состоит из материи.

Главное, что Палама отстоял православную точку зрения на спасение, доказал, что человек может обо΄житься, что он в этой жизни может лицезреть благодать Святого Духа, нетварный свет - не сотворённую энергию Божества, а Его истинную энергию.

На Константинопольском соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор свт.Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения свт.Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. При этом учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. А в 1351 году уже Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность учения свт.Григория Паламы.

Записала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/pspb/n303/ta013.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Рубцова
Все статьи Ирина Рубцова
Протоиерей Игорь Филин
Суда Божьего околицей не обойдешь
10 марта - Неделя мясопустная, о Страшном Суде
08.03.2024
"Яко смирен и кроток сердцем"
14 ноября - память свв.безсребреников Космы и Дамиана Асийских
13.11.2017
Суда Божьего околицей не обойдешь
6 марта - Неделя мясопустная, о Страшном Суде
07.03.2016
И омоемся от скверны
19 января - Крещение Господне
19.01.2015
Гробница Христа - колыбель христианства
20 апреля - Светлое Христово Воскресение
22.04.2014
Все статьи Протоиерей Игорь Филин
Последние комментарии