ПРАВОСЛАВИЯ СВЕТИЛЬНИЧЕ, ЦЕРКВИ УТВЕРЖДЕНИЕ

Во вторую неделю Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - свт.Григория Паламу, жившего в XIV веке. Почему из сонма святых подвижников Божиих именно свт.Григорию Паламе посвящена целая неделя Великого поста? Отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос. Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Православная Церковь с благодарностью вспоминает свт.Григория Паламу, потому что он сформулировал христианское вероучение о спасении, о цели христианской жизни, основываясь на святоотеческом наследии и на личном опыте, ибо он много лет подвизался на Святой Горе Афон, где проникся духом исихазма (от греч. покой, молчание) - опытного применения умного делания, требующего уединения и безмолвия, - и принял его для себя как основу жизни. В 1336 году он, уединившись в скиту св.Саввы, занялся богословскими трудами. В 30-е гг. XIV века из Калабрии (Италия) приехал на Афон учёный монах-католик Варлаам, познакомился с укладом духовной жизни исихастов и, опираясь на догмат о непостижимости Бога, объявил умное делание еретическим заблуждением. Святитель Григорий вступил в богословский спор с Варлаамом, а позднее и с его учеником - болгарским монахом Акиндином, который объявил Паламу и афонских монахов виновниками церковных смут.

Святитель Григорий отстаивал точку зрения - святоотеческую и практическую - о том, что человеку возможно в этой жизни увидеть свет Божества, энергию Божества. Да, Бога мы видеть не можем, но Его действия, которые вызваны Божественной энергией, мы можем - опосредованно - видеть в этом мире. Святые подвижники достигали состояния, когда видели Фаворский свет, т.е. энергию Божества. И через энергию Божества происходило наиболее тесное общение с Богом. Как сказано в Священном Писании, «мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что΄ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3,2).

- Варлаам утверждал, что ведение Бога достигается не Его созерцанием, но человеческим мышлением: мол, богопознание можно приобрести с помощью философии. И ставил пророков и апостолов, видевших нетварный свет, ниже философов.

- Это католическая точка зрения о том, что человеческое рассуждение, человеческие умопостроения больше, чем опыт подвижников. Т.е. рассудочная деятельность человека и есть высшая способность человека (в том числе богословие) думать о Боге, рассуждать о Боге, находить что-то, сопоставлять... Но апостол Павел, восхи΄щенный до третьего неба, не просветился мыслями и умом, а получил озарение «силы благого Духа по ипостаси в душе». Святитель Григорий придерживался святоотеческой точки зрения, что человеческие рассуждения не могут охватить всей полноты истины, потому что человек ограничен в своей рассудочной деятельности, и в первую очередь своим опытом. Конечно, мы же не можем рассуждать о том, чего не видели, и начинаем фантазировать. Но фантазируем, опять же опираясь на свой опыт, ибо не можем фантазировать о том, чего никогда не видели, не можем говорить об этом категориями, которые не находят ничего сходного в этом мире. Вот, кстати, почему ещё свт.Василий Великий и свт.Григорий Богослов почитаются великими учителями: они искали и находили слова, которыми можно было бы в богословии, не искажая, описать взаимоотношения человека с Богом. Но как говорит свт.Григорий: кто такой истинный богослов? Тот, кто видел Бога. Только тот, кто видел Бога, может о Нём что-то сказать.

- Но видеть Бога невозможно.

- Можно видеть Его энергию. Об этом и речь - об обо΄жении, когда человек становится способен некоторым внутренним зрением видеть нетварную энергию Божества через Его действия. Тот самый Фаворский свет. Свт.Григорий Палама утверждал, что нетварный свет, т.е. видение Бога, - реальность, а не фантазия.

Если Варлаам утверждал, что энергия Божества (благодать) является тварной, т.е. сотворена Богом, и посылается как тварная энергия, то Палама возражал, что энергия эта нетварная, что она присуща природе Божественной. Варлаам, насмехаясь, говорил, что у афонских подвижников в голове происходят всякие умопомрачения, которые они принимают за духовные озарения и якобы видят свет. Святитель Григорий ответствовал, что свв. подвижники достигают состояния близости к Богу и видят нетварную энергию не телес­ными очами, а неким внутренним взором, если предварительно происходит очищение сердца, исцеление души и ума. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Потому что человек, созданный по образу и подобию Божию, в результате обо΄жения становится способным это видеть. Христос даёт нам возможность возвращения в состояние обо΄жения. Что значит «обо΄жение»? Прп.Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни - стяжание Духа Божия, святость. Обо΄жение - это, говоря иначе, святость.

- Митрополит Иерофей (Влахос) в статье «Ведение Бога согласно святителю Григорию Паламе» пишет: Посредством обо΄жения человек удостаивается созерцания Бога. Обо΄жение же это есть не отвлечённое состояние, но соединение с Богом». Как понимать - соединение с Богом?

- Так ведь обо΄жение не может быть само по себе, только в результате общения с Богом. Человек, своей собственной волей очищая сердце от страстей, вступает, таким образом, в со-действие - т.е. происходит объединение энергий человеческой воли и Божественной воли. Душа человека очищается, и он становится способным общаться с Богом.

Варлаам утверждал, что человек не может познать Бога, возможно лишь символическое видение Бога, ибо человек - Его творение, тварь. На что Палама отвечал, что Бог непостижим по сущности, но мудрость апостолов и пророков не приобретается научением, она преподаётся им Духом Святым, являясь даром благодати.

Прп.Симеон Новый Богослов говорил: триблажены те, кто услышал (заповеди) и исполнил. А что же делать тем, кто не исполнил? А вот если ты веришь, что те смогли исполнить, то ты тоже блажен. Так и с учением свт.Григория Паламы. Понять всю глубину его вероучения может только тот, кто сам обо΄жился. Мы же труды святых отцов читаем поверхностно, в ту меру, в какую в состоянии постигнуть, опираясь на собственный опыт. А когда опыта нет, то мы читаем и ничего не понимаем, а значит, начинаем фантазировать. Это не душеполезно.

Свои богословские доводы Палама письменно изложил в труде «Триады в защиту святых исихастов».

- А если бы Палама не смог доказать свою правоту?..

- Если принять точку зрения Варлаама и Акиндина, это значит согласиться с тем, что человек обо΄житься не может, потому как существо тварное, состоит из материи.

Главное, что Палама отстоял православную точку зрения на спасение, доказал, что человек может обо΄житься, что он в этой жизни может лицезреть благодать Святого Духа, нетварный свет - не сотворённую энергию Божества, а Его истинную энергию.

На Константинопольском соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор свт.Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения свт.Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. При этом учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. А в 1351 году уже Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность учения свт.Григория Паламы.

Записала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/pspb/n303/ta013.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ирина Рубцова:
Все статьи автора
Игорь Филин:
"Яко смирен и кроток сердцем"
14 ноября - память свв.безсребреников Космы и Дамиана Асийских
13.11.2017
Суда Божьего околицей не обойдешь
6 марта - Неделя мясопустная, о Страшном Суде
07.03.2016
И омоемся от скверны
19 января - Крещение Господне
19.01.2015
Гробница Христа - колыбель христианства
20 апреля - Светлое Христово Воскресение
22.04.2014
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019