Пламенное утешение

0
307
Время на чтение 7 минут

В Издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)». Редактор-составитель - Наталья Горенок.

Владыка Вениамин пребывал на Саратовской архиерейской кафедре неполных шесть месяцев - с февраля по август 1955 года. А тропа к его могиле на Воскресенском кладбище не зарастает с той поры, то есть вот уже более шестидесяти лет. Люди шли к владыке Вениамину при всех властях, идут и сегодня. В оградке под большим крестом из черного камня всегда можно видеть цветы, свечи, а еще - письма владыке Вениамину, обычно в закрытых стеклянных банках. Конечно, когда-то это народное почитание принимает и огорчительные формы - невесть зачем оставленная на могиле снедь, размокшие в талом снегу или под дождем бумажные иконки, огарки тех же свечей, которые кто-то не догадался за собой убрать... Но не это главное. Главное, чтобы мы - не только просили у этого воистину Божиего человека молитвенной помощи в наших нуждах и бедах, но и знали что-то о нем самом, о его духовном пути и наследии; чтобы мы хотя бы в какой-то доступной нам мере стали его учениками и пусть неторопкими, но последователями. Изданная книга призвана послужить именно этому.

«Пламенная, снедающая душу жажда богопознания могучим напряжением, не давая роздыха, влекла меня, грешного, все к новым неизведанным глубинам сердечного знания», - так вспоминал владыка Вениамин о своей монашеской молодости. Но не одни только молодые годы - вся его многотрудная и многоскорбная жизнь была, по сути, дорогой в сердечную глубину, туда, где человек встречается со своим Создателем. Когда читаешь книгу, особенно письма из тяжелейшей для него казахстанской ссылки (1949-1954), это становится ясно и переживается - не как чужой и далекий от нашего опыт, но как живая непосредственная встреча с человеком, познавшим святую науку и именно потому могущим помочь каждому из нас.

«Живую Божию руку над собою всегда чувствую. Безмерно хочется благодарить Господа за все Его не заслуженные ничем милости ко мне. Желание в душе одно: как бы умолить Бога о благодати совершенного обращения к Нему». Чтобы по-настоящему понять, что стоит за этой благодарностью, нужно знать, что ссылка в глубокий Казахстан, где архимандриту Вениамину приходилось спать на голой земле в грязных юртах, не имея возможности даже постирать белье, проходить в день многие десятки километров (он работал землемером в тракторной бригаде), слепнуть от пыльных бурь, месяцами не слышать русского слова и притом свирепо голодать, - была не первой уже черной полосой в его жизни. До нее были лагерь близ Медвежьегорска в Карелии (1929-1932), жизнь на поселении, новый арест в 1938 году, «запрещенные методы ведения следствия» (так написано в определении судебной коллегии ВС РСФСР о реабилитации гражданина Милова) и семь лет на Крайнем Севере...

Опубликованные в книге письма из ссылки адресованы одной семье: протоиерею Тихону Пелиху и его супруге Татьяне Борисовне. Без этих самоотверженных друзей отец Вениамин в казахстанской степи, пожалуй, и не выжил бы. Пелихи регулярно присылали ему продукты, одежду, деньги - невзирая на пристальное внимание бдительных органов к их семье. Им жилось непросто - как и всем верующим в те годы, но без такого духовного отца, как батюшка Вениамин, было бы, наверное, гораздо тяжелее. Письма будущего саратовского владыки полны любви, сочувствия, тонкого внимания к духовным чадам: «Дорогая Татьяна Борисовна! Что-то последние Ваши письма минорны. Болезни, неустроенность дома, заботы о детях как бы ни трогали Вас остро, при всем том Церковь Божия, как родная мать, всегда Вас окрылит токами благодати. Самое главное в Вас цело - вера глубокая, с ее помощью все наносное преодолеется благодатью Святого Духа».

Отец Вениамин очень любил детей отца Тихона, Катю и Сережу, и благословлял их в каждом письме, желая «обострения духовных запросов, тонкого, ясного понимания добра и зла, а также способов к устранению личных слабостей и духовных немощей». Старшие Пелихи советовались с батюшкой по поводу всех своих неизбежных родительских трудностей и огорчений. И он помогал расставить приоритеты: «Сережа, если Вас слушаться не будет, учиться будет неважно. Надо сначала наладить его отношение к Вам, а потом напрягаться в изучении школьных предметов». Спустя много лет Катя Пелих - Екатерина Тихоновна Кречетова - вспоминала: «Мы просто любили его. По-моему, когда любишь человека, любая его строгость воспринимается как должное. И дети всегда буквально льнули к владыке».

Письма архимандрита Вениамина из Казахстана учат нас тому, чем должна быть для христианина Церковь: именно оторванность от храма, невозможность участвовать в богослужении, в Евхаристии была для него там, в ссылке, самым тяжелым испытанием: «Господа всё прошу, чтобы возвратил к святому престолу меня ими же весть судьбами...». Молитва была услышана - ссыльного Милова перевели, наконец, из степного колхоза в город Джамбул, где имелся действующий православный храм. Правда, первое время разрешали лишь петь на клиросе, но и то было счастьем: «Благодаря храму я ожил. Слава Богу, извлекшему меня из тины и поставившему во дворе дома Своего». И лишь под конец ссылки, как сообщал отец Вениамин в очередном письме, «ввиду необходимости заткнуть брешь секретарь епархиального управления добился разрешения у Казахстанского министерства по делам Церкви временно допустить меня к требоисправлению».

Чтобы лучше понять, что означал для будущего саратовского епископа этот «временный допуск», нужно прочитать содержащиеся в книге воспоминания архимандрита Тихона (Агрикова), который рассказывает о событиях, предстоящих казахстанской ссылке, о времени, которое будущий саратовский архиерей провел в стенах только что возвращенной Церкви Троице-Сергиевой Лавры: «Как он служил! Как трепетно, как благодатно! Собранный, сосредоточенный, просветленный (...) Чудилось, будто светлые благодатные волны, как легкие воздушные облака, плывут, плывут из священного алтаря в народ, расходятся, растворяются как благовонный фимиам по всему храму...»

Владыка Вениамин был одним из самых образованных и глубоких богословов своей эпохи - эпохи, не оставлявшей, кажется, человеку никакой возможности заниматься богословием. Однако ведь наука эта не есть одно только отвлеченное знание, вычитанное из книг, нет, богословие - это всегда духовная практика, взращивание в себе, в собственном сердце посеянных святыми предшественниками семян. Почва сердца этого богослова была вспахана страданием: «В горе своем за последний год одно только чувствую, что при тяжких переживаниях душа действительно имеет в Боге не только близкое Существо, не только единственного Отца, но и основу самого бытия. И когда накапливаются тяготы дня, при обращениях к Нему всегда чувствуется стояние перед Живым внимающим Существом и всеблагостным Утешителем...»

И вот характерный момент: в 1948 году после двух лагерных сроков архимандрит Вениамин защищал в МДА (то есть в Лавре) свою магистерскую диссертацию о Божественной любви. Митрополит Питирим (Нечаев) впоследствии вспоминал об этой защите так: «Для нас это было какое-то совершенно неожиданное торжество русского богословия. Архимандрит Вениамин, в прошлом настоятель Покровского миссионерского монастыря, в молодости отличался очень суровым характером - но в наше время это был человек, проникнутый необычайной душевной теплотой, при все еще несколько суровом внешнем облике». Кстати, о суровости и даже нетерпимости своей в ранние монашеские годы вспоминал и сам владыка Вениамин. Страдания умягчили почву его сердца. Недаром мысли об их неслучайности, промыслительности постоянно присутствуют в письмах ссыльного архимандрита: «...Но да будет святая воля Божия. Господь знает, что мою неисправность можно очистить только большими ударами».

Когда я читала книгу «Святая наука смирения», мне хотелось выписывать цитату за цитатой. Вот, например: «В сердце человека, по крайней мере, теплое чувство благодарной любви к Богу должно быть неотступным. Все наши мысли, слова, действия должны истекать именно из такого чувства. А поскольку у нас подобное чувство является лишь временами, то мы - "развороченное ничто", опустошенное от Бога. Потому необходимо перед началом всякого дня молиться Богу, чтобы Он положил печать силы Своей на всё, что мы мыслим, говорим и делаем».

Или вот это: «Самого лучшего сокровища желаю вам - углубления способности молиться. С этим приобретением все святое входит в душу. Это канал, по которому от Лозы, Христа Спасителя, движется в ветку души сок благодати».

Или вот еще: «Тишина сердца человеческого зависит от действия благодати Христовой в нас и усиливается по мере нашего умирания для гордости, любви к земному и к разным вещам видимого мира».

При этом помещенные в книге фотографии владыки Вениамина произвели на меня впечатление не меньшее, чем слова. Этот взгляд - то сквозь круглые стекла очков (зрение у него было очень худое), то без них - он не просто обманывать не может, он не может быть ничем опровергнут: это очевидность Царства Божия в сердце человеческом. Известный переводчик Николай Любимов в книге «Неувядаемый цвет» писал о своем потрясении от одного только взгляда архимандрита Вениамина, с которым встретился в Лавре в конце сороковых, то есть перед казахстанской ссылкой...

И это перекликается со словами одной из помещенных в книгу проповедей лаврского периода: «Сила Божия - сила внутри человека - странна и непонятна человеку современному, в этом нет ничего необыкновенного. В нас подлинно сила Божия, только (она) не в одной мере являет свое действие в тех или иных людях. Возьмите то, как иногда воздействует одна душа, христиански настроенная, на душу скорбящую, какое источает пламенное утешение». Вот именно таким - пламенным утешением - должна, как мне кажется, стать для всех нас жизнь епископа Саратовского и Балашовского Вениамина.

Газета «Православная вера» № 09 (557)

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/plamennoe-uteshenie

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06