«Икона - это чудо встречи со святым»

Хакасский иконописец рассказал РП, как воспринимают святой образ современные люди и почему православная живопись должна быть анонимна

0
198
Время на чтение 5 минут
Иконописцы отвечают за свою работу не перед заказчиками, а перед Богом. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Иконописцы отвечают за свою работу не перед заказчиками, а перед Богом. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Преподаватель художественной школы Александр Кузнецов сейчас расписывает храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Бейка в республике Хакасия. За 20 лет иконописец-самоучка создал множество образов, в которых он пытается возродить традиции ранней православной живописи. Мастер рассказал «Русской Планете», почему именно средневековая иконопись должна стать образцом для современных православных авторов.

- Александр Петрович, вы выросли в атеистической стране, окончили советские школу и вуз, были членом коммунистической партии, а сейчас пишете иконы и стали воцерковленным человеком. Как менялось ваше мировоззрение?

- Со мной все произошло как в поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Мой гром грянул, когда в 1993 году заболела моя единственная дочь. Услышав страшный диагноз - рак II стадии, мы с женой поняли, что можем надеяться только на помощь Господа.

Пришли в церковь, стали молить о чуде, и оно произошло. Дочь успешно прооперировали, она прошла курс химиотерапии, сейчас жива и здорова, слава Богу. Подобное любого заставит пересмотреть все ценности.

Тогда я понял, что вся жизнь христианина, который живет с Богом, буквально пронизана чудесами, мы просто не умеем этого замечать. Каждый человек, который встречается вам на жизненном пути - это чудо. Как и сама жизнь.

Тогда же я осознал, что обязан передать это новое для меня знание, ощущение с помощью доступных мне средств - кистей и красок. Был бы я писателем, попробовал бы рассказать об этом словами. Но так получилось, что нарисовать свои чувства и мысли мне проще.

Решив написать первую икону, понял: мне не хватает элементарных знаний. Пришлось обложиться книгами, неделями изучать литературу. Знакомиться с канонами иконописи, разными изводами одного образа. У нас в Хакасии на тот момент ни одного иконописца не было. Это сейчас уже появилось несколько человек, а тогда был абсолютный вакуум. Особенно сложно было освоить обратную перспективу, ведь в художественном институте нас учили другому.

Помню, однажды совсем руки опустились, я пришел к выводу, что все равно ничего путного у меня не выйдет. Рассказал батюшке, что я в отчаянии. Он выслушал меня и сказал: «Все равно пиши», - дал свое благословление. Вот я и пишу. Это мой способ молиться.

- Многие прихожане говорят, что у ликов святых, нарисованных вашей рукой, особое выражение - в них одновременно присутствует и грусть, и радость...

- Как и в нашей жизни, не правда ли? Для меня эти чувства неразделимы, одного без другого не бывает. В любой кромешной мгле можно увидеть лучик света, и даже самый яркий свет отбрасывает тень. И это ощущение я и пытаюсь передать в своих работах. Если мне удается это сделать, то мне особенно сложно расставаться с такой иконой. Ведь все они для меня - как дети. Родил ребенка, растил, воспитывал, и вот приходит время, когда он должен покинуть твой дом и начать жить своей жизнью.

- А часто ли вам приходится делать иконы на заказ?

- Случается, но не часто. Просят-то многие, да я не берусь. Мне принципиально важно, чтобы мне захотелось написать именно эту икону для конкретного человека.

Для меня имеет решающее значение, как будет жить моя икона в новом доме, какое место она будет в нем занимать. Ведь для большинства сейчас, к сожалению, желание иметь в доме икону, изготовленную на заказ, - не более чем дань моде.

Недавно стало модно заказывать «мерные иконы» - по росту новорожденного. Я вообще не буду браться за кисть, пока не пойму, что людям, которые ко мне обратились, этот образ жизненно необходим.

Александр Кузнецов

Александр Кузнецов. Фото из личного архива

- Среди современных иконописцев есть мнение, что каноническая манера исполнения православных образов излишне консервативна, что нужно искать новый стиль и пробовать работать с инновационными техниками...

- Убежден, что все это от лукавого. Точно такие же веяния были в XV-XVI веках, когда русские иконописцы отошли от византийской традиции, и в большинстве случаев это ни к чему хорошему не привело.

Почему древние образы производят настолько сильное впечатление? Потому что они были созданы, чтобы передать свои чаяния, были ответом на внутреннюю потребность в них. Каждый раз это была честная попытка выразить свою веру. Никому и в голову не приходило ставить технику исполнения, форму выше содержания.

Потом на первый план вышла форма, декор, и содержание пострадало. Иконы превратились в технически совершенные художественные произведения на религиозную тему. Но все абстрактное, не прошедшее через сердце, живым по определению быть не может.

У меня церковная живопись XVII-XIX веков не вызывает никакого отклика, мне ближе иконы эпохи Рублева, в которых есть и чистота, и вера, и жизнь. По той же причине меня пугает сегодняшний рост популярности иконописи. Очень жаль, если мода на иконы приведет к тому, что их изготовление превратится в производство типовых изделий в промышленных масштабах, в тиражирование предметов культа.

Мы не имеем права упустить уникальный шанс, который у нас появился - возродить древнее соборное искусство православной иконописи.

- Почему вы думаете, что именно сейчас самый подходящий момент для этого?

- Традиции, создававшиеся веками, утеряны. Дерево, за которым ухаживали поколения садовников, погибло - его срубила безбожная советская власть. И сейчас на месте, где оно когда-то цвело и крепло, мы все вместе можем посадить новый росток и снова начать понемногу, осторожно его выращивать. Не засаживать ростками целые гряды и заливать их удобрениями, чтобы как можно быстрее получить результат на продажу, а все вместе ухаживать за одним единственным побегом, формировать его крону.

Поэтому я против того, чтобы кружки иконописи заводили при каждой художественной школе, чтобы везде обучали сотни мастеров, создавая целые бригады иконописцев. Церковное искусство не может быть массовым по определению.

Поэтому я и к росписи храмов подхожу осторожно. Сейчас в спешном порядке пытаются заполнить каждый сантиметр свободного пространства стен церкви. Я же убежден, что иконостас должен появляться постепенно, вырастать свободно, как дерево. Иначе нас ждет расцвет китча, далеких от жизни стилизаций. А каждый святой образ просто обязан быть живым. Мы должны снова начать относиться к иконам так, как их воспринимали в Средневековье.

- Разве тогда их восприятие было другим?

- Конечно. Никому и в голову не пришло бы, что он пойдет молиться образу Богородицы. Человек говорил: «Пойду, помолюсь Богородице». И когда он стоял перед иконой, то это был реальный разговор с ней. Форма исполнения образа значения не имела. Важен был лишь момент встречи с Пречистой. И эта глубокая вера в возможность реальной встречи лежит в основе древних икон, она сформировала саму православную иконопись. Когда живописец понимает, что каждая икона - это само по себе чудо, тогда и начинается иконописание. Возможность чуда реальной встречи лежит в его основе. Иначе никак.

- Но ведь тогда и уровень ответственности у иконописца совершенно другой?

- Это так. Мы отвечаем за свою работу не перед заказчиками, а перед Богом. Иконы не принадлежат своим создателям, это божественное проявление, созданное с помощью доступных человеку инструментов. И сам иконописец - тоже лишь инструмент, с помощью которого проявляется чудо. Когда-то иконописцы это понимали, поэтому большинство икон были анонимными, не подписывались. Какая разница, чьей рукой создан образ, если главное в нем лик, а не подпись живописца? В православной живописи нет места для гордыни.

http://rusplt.ru/society/sovremennaya-ikonopis-25226.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Кузнецов
Все статьи Александр Кузнецов
Полина Виноградова
90 лет одиночества
Почему жители села под Красноярском верят, что восстановление храма - единственный путь к возрождению
30.05.2016
Свой среди чужих
Священник, работающий с глухими прихожанами, рассказал, почему не слышать сложнее, чем жить в темноте
11.04.2016
Св. Франциск в Гатчине
Какие тайны открывает летом Гатчинский дворец
25.06.2013
Все статьи Полина Виноградова
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45