Свой среди чужих

Священник, работающий с глухими прихожанами, рассказал, почему не слышать сложнее, чем жить в темноте

0
368
Время на чтение 5 минут
 Литургия для слабослышащих в храме. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Литургия для слабослышащих в храме. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

С 2014 года в Екатеринбургской епархии открыт приход для слабослышащих и глухих верующих. Службы совершаются в помещении в четырехэтажном доме на Уралмаше, которое было предоставлено администрацией. Отец Виссарион (Кукушкин), работающий с глухими прихожанами, рассказал «Русской планете», почему жить в мире без звуков сложнее, чем в полной темноте, и как общество может разрушить барьер, отделяющий глухих людей от всех остальных.

- Отец Виссарион, как правило, глухие люди чувствуют себя неуютно среди тех, у кого нет проблем со слухом...

- К сожалению, это так. В России впервые начали заниматься инвалидами по слуху на государственном уровне в конце XIX века, и уже на первом этапе были сделаны серьезные шаги в направлении всесторонней помощи глухим. Большой и значимый вклад в устранение социальных барьеров был сделан священнослужителями и мирянами Православной церкви. В советские годы этот вклад был беспощадно перечеркнут.

Неудивительно, что за 70 лет не было выработано модели, при которой глухие вместе со здоровыми людьми делали бы общее, значимое дело, а не просто ударно работали на фабриках и заводах. Так формировалась дистанция, которую мы сейчас наблюдаем, и глухие люди ее остро ощущают.

Наш храм находится недалеко от промышленного гиганта завода Уралмаш. Исторически так сложилось, что на этом заводе всегда работали сотни глухих людей. И когда я спрашиваю у глухих рабочих - общаются ли они со слышащими коллегами, то выясняется, что нет. В лучшем случае - поиграли вместе в хоккей, попили после игры пива и разошлись. К глухим людям, как и прежде, относятся как к чему-то странному и непонятному. Между их миром и миром всех остальных людей по-прежнему существует даже не граница, а высокая и мощная стена.

Сейчас в нашем обществе эту стену начали медленно, по кирпичику, но разбирать. Однако говорить о том, что все барьеры преодолены, пока еще рано. Понимания, как устроена жизнь глухих людей, почему они ведут себя так, а не иначе, все еще нет. И в том числе на уровне государства.

- Наверное, любой человек приходит в церковь в поисках ответов на вопросы, которые он хотел бы задать Богу. Отличаются ли вопросы глухих людей от тех, что задают обычные люди?

- И да, и нет. Понимаете, когда глухой человек, который никогда не был в церкви, впервые приходит в храм, то в подавляющем большинстве случае он ищет поддержки не в духовных вопросах, а в житейских. Людям нужна помощь, чтобы, к примеру, перевести прием у нотариуса или врача. Ведь сурдопереводчиков очень мало, их не хватает. Поэтому в этой роли нередко выступаем мы, священнослужители. Образование и определенный опыт позволяют нам это делать.

С ситуацией, когда глухой человек, придя в храм, сразу начинает задавать вопросы о духовной жизни, мы встречаемся нечасто. Не покривлю душой, если скажу, что и слышащие люди редко впервые приходят в храм с подобными вопросами. В первую очередь их приводит потребность совершить какие-то религиозные обряды. А глухих - потребность в социальной помощи.

- А задаются ли люди, которые лишены слуха, вопросом, почему это с ним произошло? Ведь все же это некое ограничение возможностей...

- Думаю, что да. Хотя крайне редко его озвучивают. Ведь к нам в храм приходят уже взрослые люди. Они получили образование, работают, состоялись в жизни. У них большой житейский и социальный опыт. Многие из них уже бабушки и дедушки. Они давно привыкли к тому, что они глухие, научились взаимодействовать с миром, свободно общаться друг с другом. Собственную глухоту они воспринимают как данность, и в своем кругу они ущербности не чувствуют. Это ощущение возникает у них, когда они общаются со слышащими людьми.

Есть и другой момент. Далеко не каждый человек может открыто говорить о своих трудностях, переживаниях, сомнениях. А в отношении глухих людей это справедливо вдвойне. Они очень берегут свой внутренний мир и неохотно впускают в него посторонних. Поэтому мы с нашими прихожанами редко, крайне редко обсуждаем подобные темы, чтобы никого не ранить. Обычно мы говорим о вопросах духовных и житейских. Ведь все-таки священник - человек слышащий, и он тоже в некоторой степени «чужой». Чтобы у глухих прихожан возникло искреннее доверие к священнику, нужно время и такт. Только на этих условиях глухой человек откроет ему дверь в свою духовную жизнь.

Отец Виссарион
Отец Виссарион. Фото из личного архива

- Если глухим людям сложно общаться даже со священником, который знает жестовый язык, то возможно ли разрушить барьер между ними и остальным миром?

-  Полагаю, есть только один путь инклюзии глухих людей в общество. Для этого слышащие люди должны принять глухоту, понять, с какими-проблемами сталкивается глухой человек, каковы его мировоззрение, менталитет. Без этого ничего не получится. Поэтому мы и стараемся в храме делать хоть что-то, чтобы слышащие прихожане научились с пониманием относиться к глухим.

Слепоглухой американской писательнице и общественному деятелю Хелен Келлер однажды задали вопрос: «От чего бы она избавилась в первую очередь, если бы у нее была такая возможность, -  от слепоты или от глухоты?» Она выбрала глухоту.

-  Но ведь считается, что более 80% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения?

- Хелен Келлер объяснила свой выбор так: слепота отделяет человека от вещей. Закройте глаза, войдя в новое помещение, и вы не сможете сориентироваться, где что находится, не сумеете найти нужную вещь. Но глухота еще хуже. Ведь она отделяет человека не от вещей, а от других людей. А жизнь любого человека - это в первую очередь общение. Не имея возможности полноценно общаться с другими людьми, человек не может чувствовать себя счастливым.

- Удается ли в храме разрушить барьеры в общении?

-  К счастью, кое-что у нас получается. Два года назад я проводил небольшое анкетирование среди прихожан с различным опытом общения с глухими людьми. Оказалось, что их отношение к ним начало меняться. Когда они видят, как глухие прихожане обсуждает со священником те же вопросы, что важны для них самих, то начинают понимать: глухие - точно такие же люди, как они сами.

Поэтому если мы хотим устранить барьеры, нужно не только учиться понимать глухих людей, но и изучать их язык, интересоваться их культурой, психологией.

Мы, слышащие люди, не хотим учить жестовый язык, чтобы общаться с глухими людьми, поскольку уверены, что это они должны учиться говорить голосом, читать по губам. Мы хотим переделать их под себя, а не понять и принять глухоту. Но пока мы не сделаем шаг навстречу, барьеры не исчезнут.

-  Вы верите, что такое время когда-нибудь настанет?

-  Возможно, я утопист и живу в своей социальной утопии. Но я вижу, что ситуация по отношению к инвалидам серьезно меняется. В одной близкой мне семье родилась девочка с синдромом Дауна и пороком сердца. И я видел, как в маленьком провинциальном городке в 90-е годы маму с больным ребенком выгоняли из роддома, чтобы не портить показатели смертности. А все окружающие не знали, как спросить у нее о здоровье дочери. Вся тема с инвалидами, и тем более особыми детьми, была неким табу.

А сегодня мы видим такие проекты для людей с синдромом Дауна как «Солнечные дети», «Театр простодушных», различные общественные движения в поддержку людей с ограниченными возможностями. Ситуация уже изменилась. Может, и в отношении к глухим людям пора что-то менять? Может, пришло время перестать воспринимать глухих как глухонемых, не наклеивать на них этот устаревший и уничижительный ярлык? Ведь глухой человек может выразить свои чувства и мысли не только жестами, но и своими книгами, живописью, театральными постановками, спортивными победами, трудовыми достижениями и многими другими способами.

http://rusplt.ru/society/svoy-sredi-chujih-23274.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Виссарион (Кукушкин)
Все статьи Иеромонах Виссарион (Кукушкин)
Полина Виноградова
90 лет одиночества
Почему жители села под Красноярском верят, что восстановление храма - единственный путь к возрождению
30.05.2016
«Икона - это чудо встречи со святым»
Хакасский иконописец рассказал РП, как воспринимают святой образ современные люди и почему православная живопись должна быть анонимна
23.05.2016
Св. Франциск в Гатчине
Какие тайны открывает летом Гатчинский дворец
25.06.2013
Все статьи Полина Виноградова
Последние комментарии
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43
Будущее Киева. Чего хочет русский солдат?
Новый комментарий от Агафон
14.01.2025 21:13
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Константин В.
14.01.2025 20:47
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 20:45
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 19:31
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от Тимофей Б.
14.01.2025 18:46
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Алекс
14.01.2025 18:25