Его голос продолжает звучать, его стихотворения перечитываются, и в них открываются нам все новые и новые глубины и краски, а кому-то они служат утешением. Похоже, его поэзия нам, живущим в начале ХХI века, даже больше нужна, чем когда-то его современникам.
В ней есть тот свет выстраданной надежды, которая угадывается нами сегодня лишь слабыми ускользающими очертаниями. Она дает нам то тепло живого человеческого участия, сочувствия, которое мы все больше и больше теряем в общении друг с другом. Это то тепло, которое он подарил нам в стихотворении «Русский огонёк», это то, что нас всех и позовёт, и примет, и согреет. За приют в непогоду уходящему путнику старуха-хозяйка, поняв, что с ней хотят расплатиться, говорит:
- Господь с тобой! Мы денег не берем!
- Что ж,- говорю,- желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
Может быть, в этом стихотворении и кроется смысл нашей национальной идеи, неизвестно кем потерянной и никак не поддающейся формулированию:
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле - и нет тебе покоя...
Этой идеей проникнуто все творчество Рубцова, и все прекрасные произведения отечественной поэзии и прозы ХХ-начала ХХI века. Но, к сожалению, замечательная плеяда поэтов 60-х (не шестидесятников), а поэтов, которые, продолжая лучшие традиции русской классической литературы, отстаивали заповеданные предками и хранимые самой душой народа истины, сегодня оттеснена. И мы не слышим их голоса. Их прекрасные, вдохновенные, исполненные искренней любовью к Родине, к своему народу ГОЛОСА.
Они искренне любили Россию, они создавали русский мир. Нет, они не строили дома и заводы, но они тоже созидали - возводили в своих произведениях духовные сокровищницы.
Они открывали источники доброты, любви и красоты земной и небесной, откуда можно было почерпнуть силы, жизненную энергию, веру в надежду.
Эта литература поистине окормляла народную душу в годы безвременья, в годы гонений на наши святыни.
"Жизнь сейчас трудная,- писал архимандрит Иоанн Крестьянкин - шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие.Чтобы на эти, от врага возбуждаемые, бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог..."
И открывая тайну духовного созидания русского мира, Рубцов показывает нам русскую дорогу:
Здесь каждый славен - мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака...
Сама природа родных мест животворит! Поле, родной простор, земля, вода - передают состояние нашей души и неразрывны с ней. Это не олицетворение природных стихий и явлений, а пушкинское видение картины жизни в ее целостности, в первозданной полноте. Как и у Пушкина, весь мир - единое живое движение, любимое обращение поэта Рубцова - к ветру.
Ветер всегда в его поэзии присутствует как сила, которая либо помогает человеку что-нибудь совершить, либо сдерживает его, либо противится чему-то. "Я сильный был/Но ветер был сильней/И я нигде не мог остановиться..." Поэзия Рубцова удивительно передает само движение жизни.
Какой удивительный жизненный поток возникает в стихотворении "Видения на холме"!
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя...
Россия, Русь - куда я ни взгляну!
За все́ твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!..
45 лет мы живем без Рубцова. За информационным потоком истончается и исчезает тонкая материя душевных потребностей, духовных связей. И все глуше и глуше звучат голоса наших замечательных поэтов, таких как Рубцов, в поэзии которого чаще всего повторяется слово "душа". Как необходимо нам сегодня еще и еще раз слышать поэтический голос большого, поистине русского поэта!
P.S. Бюро пропаганды художественной литературы СП России выпустило аудиокнигу"Поэтический голос ХХ века. Николай Рубцов"
Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России».
http://www.stoletie.ru/kultura/zdes_russkij_duh_v_vekah_proizoshel_640.htm