В феврале нынешнего года Бюро пропаганды художественной литературы совместно с Префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы и Клубом писателей ЦДЛ провело в Центральном Доме Литераторов большой юбилейный литературно-художественный вечер поэта «Шумел сурово Брянский лес ... ». Зал был переполнен. Студенты сидели даже в проходах, на полу.
Особая благодарность за поддержку в проведении вечера председателю Ростовского землячества - префекту Юго-Восточного административного округа Москвы, профессору, доктору экономических наук, земляку Софронова Владимиру Зотову, с которым наше Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России со-работничает уже много лет.
Владимир Борисович всегда подчёркивает, что в наследии Софронова сошлись гармонично современность и традиции истинного патриотизма, литературные и духовные ценности. По словам Владимира Борисовича, земляки ставят творчество Анатолия Владимировича Софронова рядом с творчеством Михаила Александровича Шолохова.
Вечер, который, как всегда, вдохновенно вели наши постоянные ведущие - народный артист России, артист МХАТ имени М. Горького Валентин Клементьев и артистка Московской государственной академической филармонии Лариса Савченко, был назван строкой из легендарной песни времён Великой Отечественной, впервые исполненной Софроновым в партизанской землянке в Суземском районе Брянской области. Она стала гимном всех советских партизан во время войны и теперь является гимном Брянщины.
С глубоким волнением переполненный зал ЦДЛ внимал каждому слову песни в проникновенном исполнении Дважды Краснознамённого Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова (художественный руководитель и главный дирижёр Игорь Раевский).
Для юбилейного вечера в ЦДЛ подготовили видеосюжеты (режиссёр Ирина Панкова), документальные кадры фото и кинохроники. Поэтому и мы, организаторы, и зрители постоянно чувствовали, что с нами, в зале, присутствует Анатолий Владимирович Софронов. Он, словно и сам вместе с ведущими, провёл свой юбилейный вечер. Читал стихи, отвечал на насущные вопросы, которые волнуют нас и сегодня.
Софронов явил своей жизнью пример преданности своим родным местам с детства, место, где начиналась его трудовая биография, стало главным мотивом его поэзии: ставшей легендой и символом эпохи Ростсельмаш, Ростов на Дону, Ростовская область.
Поэт - голос живой души народа. Вместе с народом, вместе с русской землёй, он прошёл великое очищение в горниле войны, выстоял и выдержал великие испытания с любовью к Родине.
Зрители на юбилейном вечере обратили особое внимание на то, что больше всего в поэзии военных лет Анатолия Софронова поражает его, неожиданно ласковый - с травами, деревьями, птицами - «зелёный, голубой и золотой» русский земной простор.
Софронов - русский солдат - шёл военными тропами и смотрел влюбленно на русские цветы, травы, деревья родной земли. Всё творчество Софронова - это гимн русскому человеку, русскому лесу, как символу единства и мужества русского народа. Когда такого масштаба обобщения и образы вдруг открываются зрителю совсем в иные исторические времена, это большое потрясение.
Поэтическая лира Софронова насадила целый лес! Недаром, поэт сказал:
Поэтому первое слово - за корни!
За корни!..
Под белым парусом софроновской поэзии лучше понимаешь цену сегодняшнему дню.
Душа всех участников вечера отзывалась на каждую строчку поэта. На вечере его стихи звучали как в авторском исполнении (какая радость, что удалось найти архивные записи!), так и в исполнении артистов, писателей.
Как проникновенно читал на вечере народный артист России Валентин Валентинович Клементьев, которого мы недавно поздравили с его 50-летием, одно из лучших стихотворений Анатолий Софронова о войне - «Бессмертник»:
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет...
Растет на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок - бессмертник.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета...
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
С ним рядом на гребне кургана лежит
Казак молодой, белозубый,
И кровь его темною струйкой бежит
Со лба на холодные губы.
Хотел ухватиться за сизый ковыль
Казак перед самою смертью,
Да все было смято, развеяно в пыль,
Один лишь остался бессмертник.
С ним рядом казак на полоске земли
С разбитым лежит пулеметом;
И он не ушел, и они не ушли -
Полроты фашистской пехоты.
Чтоб смерть мог казак молодой пережить
И в памяти вечной был светел,
Остался бессмертник его сторожить -
Суровой победы свидетель.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета...
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сбиваемый ветром.
Совсем не официально, очень по-домашнему - такая обстановка воцарилась в зале с первых минут! - выступали на вечере с воспоминаниями об Анатолии Владимировиче и словами благодарности председатель Союза писателей России, писатель Валерий Ганичев, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, академик Российской академии художеств, народный артист СССР Илья Глазунов, поэт Лариса Васильева,
В своём выступлении Валерий Николаевич Ганичев отметил, что Софронов был великий издатель. Он сравнил его просветительскую деятельность в период работы в журнале «Огонёк» с трудами Суворина и Сытина. «Он был русским издателем, - подчеркнул Валерий Николаевич, - либералы его просто ненавидели. Стирали с лица земли, но не стерли. Я уж не говорю о журнале - многоцветном, важном для нас. Он соединял всё наше общество».
Да, более трёх десятилетий Софронов был непревзойдённым главным редактором советского журнала «Огонёк», сумевшим сплотить вокруг него основные творческие силы страны. Он сумел сделать этот журнал школой просвещения и мобилизации советских людей на ратный, созидательный труд. Старшее поколение страны ещё помнит прижизненные вечера Софронова - переполненные залы и очереди на подписку «Огонька».
Софронов популяризировал русскую живопись - именно при нём репродукции картин из золотого собрания Третьяковской галереи стали появляться в «Огоньке». Они украшали дома многих советских людей.
Когда Ганичев встречался с Шолоховым, Михаил Александрович всегда спрашивал про Софронова: «Ну, как там Толя?». Тот неизменно отвечал: «Воюет!». «Ну, он боец крепкий, - говорил Шолохов, поглаживая усы, - всё выдержит...!». «Это был человек-крепость, - сказал, завершая выступление Валерий Николаевич, - так называлась моя давняя статья о нём. - Он прошёл великую отечественную, выдержал испытание временем. Сегодня он вместе с нами. Слава Софронову!».
Илья Сергеевич Глазунов на вечере также с благодарностью говорил об издательской деятельности Анатолия Владимировича Софронова. Ему, не имеющему в то время работу, Софронов доверил оформлять выходившие при «Огоньке» тиражами 600 тысяч экземпляров собрания сочинений Достоевского, Мельникова-Печерского, Блока...
«Анатолий Владимирович, - вспоминает Илья Сергеевич, - мне как-то сказал: «Ильюша, знаю, что ты любишь только классику, ты не любишь советскую литературу». Я ответил: «Что Вы, Анатолий Владимирович, я всё люблю, замечательно...». Софронов продолжал: «Я знаю, что ты меня любишь, поедем со мной в Ростов-на-Дону, нужно проиллюстрировать книгу моих стихов». Для меня это было большой честью. Грузный, могучий человек. Прекрасно сказал Валерий Николаевич Ганичев: человек-крепость. Я увидел Софронова на Дону. У него слезы текли. Ростов-Дон - его родина. Как он по-детски смотрел на закаты! У меня это останется на всю жизнь. После этого я написал портрет Анатолия Владимировича на фоне Ростова-на-Дону. Этот портрет сейчас находится в Галерее Глазунова на Волхонке, 13. Это подарок его вдовы Эвелины Сергеевны моей галерее».
С благодарностью говорила на вечере об Анатолии Владимировиче как о своём учителе поэт Лариса Николаевна Васильева. Завершая выступление, она прочитала прекрасное стихотворение, посвящённое Анатолию Владимировичу:
Прощай, учитель, ты устал.
Дороги сочтены.
Давно заждался пьедестал
Прямой твоей спины.
И переплетам невтерпеж
Одеть тебя в сафьян.
А мне пока еще хорош
Холщовый сарафан.
Спасибо, больше мне нельзя
Себя в тебе беречь.
Прорезались мои глаза
И прояснилась речь.
Неблагодарная? Увы...
Не ты ль учил меня
В покосе вызревшей травы
Не пропускать ни дня.
Прощай, учитель, я больна.
День ясен, бел и свеж.
И не боюсь идти одна
Вдоль, напрямик и меж.
Весны проклюнувшийся зной,
Ветвей сплетённых жгут.
Шумит береза, ставши мной
На несколько минут.
И тополь тоненький продрог
На сквозняках жнивья
И на асфальт моих дорог
Ложится тень твоя.
Чтобы соответствовать масштабу и значению личности Софронова в нашей отечественной истории, мы обратили на вечере особое внимание на песенное наследие поэта, в котором так ярко отразилась культурная историческая преемственность, полнокровность общественной и творческой жизни государства с помощью конкретных примеров лучших людских судеб страны, тех, кто беззаветно отдал свою жизнь служению.
Песни на его стихи пела вся страна. На вопрос «Чьи слова?» уверенно отвечали: «Народные!». Эти песни только о главном - лирические, патриотические Анатолия Софронова вошли в репертуар знаменитых ансамблей и живут уже своей жизнью, как и полагается песням великого творца.
Народный артист России Геннадий Каменный, заслуженная артистка России Надежда Крыгина, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, певица Стела Аргату (вместе с композитором Юрием Алябовым), певица Надежда Колесникова, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Дмитрий Дмитриенко, вокально-инструментальный ансамбль «Золотая звезда» (художественный руководитель заслуженный деятель искусств России Владимир Храпков) удивительно проникновенно исполняли на вечере песни на стихи Анатолия Софронова: «Как у дуба старого», «Цветут сады зелёные», «Ростов-Дон», «Споём, товарищи», «Пять пуль», «Краснотал», «Казачья круговая», «Шумел сурово Брянский лес», «Голубое донышко», «Под клёнами», «Через мост», «Три внука», «Да здравствует юность», «Дай руку, товарищ далёкий», «Расцвела сирень», «По-за Днепром», «От Волги до Дона», «Дон мой», «При долине куст калины», «Матросское сердце», «Курская дуга», «Склонилась ивушка», «Любовь с полынной горечью», «Любовь, как лодочка», «Ах, эта красная рябина», «Где-то ветер стучит проводами по кровле». «Твой солдат», «Любовь моя, моя Россия»...
Зрители из зала, в том числе и молодёжь, вторили софроновским песням. Удивительное дело - нынешнее поколение знало слова! Нельзя было оставаться равнодушным молодому продолжению песням, столь дорогим их родителям, бабушкам и дедушкам. Поэтому у старшего поколения и от переживаний, воспоминаний, и от радости, что песни поют и ныне, наворачивались слёзы на глаза.
Юбилейную дату великого русского советского писателя-патриота - и не в первый раз в так называемой новой, постсоветской истории России! - старательно стремились замолчать либеральные средства массовой информации.
Вспоминаю 1991-й - роковой, последний для нашей великой советской державы год. Именно на него выпало 80-летие уже ушедшего от нас Анатолия Владимировича. Вечер его памяти должен был проходить в Колонном зале Дома Союзов.
Какой поток клеветы выплеснула тогда либеральная пресса! Литературные собратья по перу, совсем недавно лебезившие перед главным редактором престижного журнала, где мечтали опубликовать свои произведения, стали при упоминании о Софронове брезгливо морщиться... И сразу после смерти писатель был предан анафеме: его назвали врагом, прекратили печатать его книги, из репертуаров театров исчезли спектакли, поставленные по его пьесам.
Умышленное замалчивание сегодня столь знакового в истории двадцатого века имени, скорее не умаляет, а подчёркивает значение грандиозной личности Софронова. Цель этого замалчивания - лишить наш народ своих героев, прервать связь времён, затоптать правду русского чуда, подвиг и миссию личности, всего поколения ровесников великой минувшей советской эпохи.
Для Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России - самое главное, показать всё величие и обаяние образа творца, представить людям творчество, вдохновляющее на великие дела, дающее самоуважение народу, подзаряжающее людей светлыми энергиями и радостными чувствами любви к родине, к русскому пути, дающими правильное понимание исторического пути России.
Когда жизнь становится подвигом, делом высокого служения стране, народу, когда святая любовь к родине доказана делом, словом, самой судьбой, тогда и юбилейный вечер становится не просто литературно-художественным, но - уроком патриотизма.
Творческое наследие Анатолия Софронова, безусловно, нуждается в широкомасштабной пропаганде. Нам всем нужны не только регулярно проводимые его вечера. Необходима и организация работы «круглых столов» специалистов по творчеству поэта, ежегодной научно-практической Конференции, массовых встреч, особенно с молодыми, с новым поколением, встреч, посвящённых творческому наследию Софронова.
Зритель, присутствующий на юбилейном вечер в ЦДЛ не мог не прийти к общему выводу, что Софронов был ярчайшим представителем русской культуры.
После вечера мы получили множество благодарностей. Наши зрители просят не забывать наше культурное наследие и, если это возможно, предлагают учредить «Софроновский праздник песни», ежегодное проведение которого могло бы привлечь внимание и поднять на должную высоту культурную и патриотическую работу с молодёжью.
Ежегодный праздник песни славного имени Анатолия Софронова хорошо бы учредить при участии Юго-Восточного административного округа столицы, Землячества «Ростовчане» и проводить его в Москве на сцене АЗЛК.
Алла Панкова - директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России, член Союза писателей России, Москва. Адрес сайта Бюро: http://litprop.ru/
«Ростовчане в Москве»
Газета региональной общественной организации «Землячество Ростовчан»
№13, декабрь, 2011. Выпуск посвящён 15-летию РОО «Землячество Ростовчан»