Родовое село Вячеслава Клыкова

Память

Новости Москвы 
0
619
Время на чтение 5 минут
В клыковские Мармыжи мы с прихожанами нашего храма приехали 2 июня. Уже десять лет минуло с тех пор, как не стало Вячеслава Михайловича Клыкова. А казалось, только вот-вот провожали его после отпевания в Сретенском монастыре в последний путь из Москвы сюда, в его родное село...

Настоятель церкви Покрова Богородицы, построенной здесь В. М. Клыковым, отслужил на его могиле литию. Мы трижды крестным ходом обошли храм, а потом направились на кладбище и к его родителям - Лидии Тимофеевне и Михаилу Константиновичу.

К вечеру автобус с паломниками уехал, а мы с отцом остались и на следующий день отправились к Антиповой Валентине Егоровне, с самого детства знавшей Вячеслава Михайловича. Первым делом он заходил к ней, когда приезжал в Мармыжи.

- Родненькие вы мои! - с радушием, будто мы были самые ей близкие люди, принялась с порога нас она обнимать, - хорошо, что Славу приехали навестить.

Вышел к нам и её сын Виктор и стал вспоминать, как с Вячеславом Михайловичем ходил купаться на пруд, как на машине возил его по разным делам при постройке храма и установке в Черемисиново большого поклонного креста... А потом, как пораженный вестью о смерти их знаменитого земляка, взялся копать и выкладывать кирпичом ему могилу неподалеку от алтарной стены церкви.

Провели они нас и в конец двора к длинному потемневшему деревянному столу с преломившимися скамейками, за которым собирались все вместе, разговаривали и дружно пели старинные песни.

- Прежде он ко мне в гости заходил, а сейчас, пока ноги носят, я к нему только наведываюсь, - кивая в сторону храма и тяжело вздыхая, продолжала Валентина Егоровна, - совсем постарела, Слава-то меня был на семь годков младше.

Теперь некому их собирать за столом, да и почти уж и некого. Даже дорога, вдоль которой прежде стояли сплошным рядом хаты, полностью заросла. И только кое-где, посреди переплетенных ветвей деревьев и кустарников, с трудом можно разглядеть остатки стен развалившихся домов. От оживленной некогда улицы уцелела лишь хата, в которой поселился не так давно участник афганской войны Миронов Алексей с женой, да где-то далеко внизу ещё дом, где доживает свой век восьмидесятилетняя ровесница Валентины Егоровны и такая же, по её словам, песенница.

...Попрощавшись с хозяевами, мы отправились на другую сторону села, где родился и рос Вячеслав Михайлович Клыков. Спустились к большому, растянувшемуся по низине пруду, по вязкой черной грязи перебрались через плотину и стали подниматься в крутую гору, поросшую  сочной высокой травой.

Как оказалось, наверху жизнь всё же ещё немного теплилась. На склоне холма разомлевши под палящим солнцем, лежало с десяток овец. Куры, напротив, то и дело перебегали от сараев к заборам и обратно, а несколько дворняг, сбежавшись с ближайших дворов на дорогу, наперебой принялись нас  облаивать. Мы быстро миновали несколько довольно-таки опрятных, и на удивление, не скособоченных хат. Потом вновь начались заросли, за которыми появился окрашенный синей краской дом с красными наличниками на окнах и железной крышей. На нём-то и обрывалась, так толком и не успев начаться, главная сельская улица. Трава у калитки и ворот была только-только скошена, и запах от неё исходил какой-то особенно душистый, не испорченный столь привычными для нас выхлопами тысяч автомобилей.

К нам вышел мужчина лет шестидесяти, и, узнав, что мы приехали в Мармыжи помянуть В. М. Клыкова, назвал своё имя.

- Ругин Валерий Иванович.

Девичья фамилия Лидии Тимофеевны была Ругина. А перед нами стоял её племянник и двоюродный брат Вячеслава Михайловича. Он рассказал нам, что уже давно живёт в Московской области, и лишь наездами бывает здесь. Прибраться да кое-что подладить. Дом стал сильно крениться на угол, пришлось выравнивать его и менять подгнивший нижний венец сруба. До недавних пор за всем тут присматривала старушка-соседка, но теперь и её забрали к себе дети. Прежде, конечно, дом их никогда не был на селе крайним, и уж тем более отшельничьим, но теперь все опустевшие хаты вокруг разобрали и вывезли. Какой-никакой, а всё же строительный материал. Но на подобное рука у него не поднимается. Остатки их исконного родового гнезда хочется всё-таки сохранить. Пригласил он нас зайти во двор, а затем и в дом.

Все хозяйственные постройки и в самом деле сильно обветшали и, похоже, держались уже из последних сил. Слева от входа проглядывал из кустов невысокий выцветший и облупившийся летний домик. Окна и основного дома, выходившие в сад, были также заколочены досками, а поверх них, для верности скреплены ещё и крест-накрест металлическими пластинами.

Но надумавшие проникнуть в дом воры, наверное, уже вряд ли могли на что-то позариться. Пара перекошенных шкафчиков, квадратный стол и бумажная иконка, вставленная в простенький деревянный киот. Сами стены последний раз, похоже, белили ещё в прошлом веке, да и глина на них во многих местах порядком растрескалась и осыпалась. Печь была в таких же зияющих прорехах.

- Родился Слава тут... Только дом, в котором жила тогда семья не уцелел, - несколько смущенно продолжил рассказывать Валерий Иванович, - в войну село выгорело полностью. Немцы через него дважды проходили: при наступлении на Воронеж, и когда откатывались назад. Даже церковь не устояла. Дома потом отстраивали заново.

Насчитывалось в Мармыжах в прежние времена не меньше тысячи дворов. Потому и делили село жители на несколько концов. Сейчас мы забрели на Хуторовку, чуть дальше вправо Моздовка, за прудом, где были храм, школа, кладбище - Ниженский. Потом Барановка, окруженный оврагами Плант. И, наконец, Вышенский или Клыковка, потому как жили там из рода в род все Клыковы.

А теперь все меньше и меньше остается дворов в Мармыжах, негде работать, негде учиться. Да и ребятишек тут по пальцам одной руки можно пересчитать - дети настоятеля церкви отца Николая, да внуки Валентины Егоровны. За ними с утра приходит автобус, чтобы отвезти в ближайшую школу в районе.

...Но к вечеру и особенно на утро следующего дня у храма стало очень людно. Одна за другой подъезжали машины с курскими, белгородскими, московскими и номерами других областей. Прибыло и несколько автобусов. Каждый год в первую субботу июня собираются у могилы Вячеслава Михайловича Клыкова родные, друзья, земляки и просто те, кому дорого его имя. Приезжает владыка и служится панихида, а потом в приготовленных неподалеку шатрах за трапезой все они вспоминают его добрым словом.

Но на этот раз как-то особенно запали в душу слова, произнесенные губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко.

- Это место свято для русских людей и оно должно стать одним из духовных центров, куда с каждым годом будет отовсюду устремляться всё больше и больше людей. А мы постараемся сделать всё, чтобы наша молодежь помнила об этом человеке и о том, что совершил он для России и всего нашего народа.

Ведь имя Вячеслава Михайловича Клыкова действительно не забудется до тех пор, пока стоят на родной земле его памятники и живут на ней православные русские люди.

Но что же станется с самим селом? Последнее время всё чаще и чаще приходится встречать тех, кто оставляет свою квартиру, подыскивая деревню, куда бы можно было бежать от городской суеты, чтобы жить и работать на земле. Некоторые, собираясь в общины, даже основывают новые православные поселения. Наверное, многие из них, если бы узнали об этом заброшенном клыковском селе в столь богатом черноземами крае, то возможно, приехали бы сюда и остались здесь навсегда. Тем более, что газ и асфальтированную дорогу соратники Вячеслава Михайловича уже провели. А сам он незадолго до смерти взялся составлять списки и хотел помочь людям с переселением, чтобы они могли обжиться тут на первых порах.

После ухода В. М. Клыкова в вечность продолжает работать Международный фонд славянской письменности и культуры, бессменным руководителем которого он был столько лет. Там остались его единомышленники, друзья. На сегодня удалось отстоять мастерскую Клыкова на Большой Ордынке в Москве, где теперь будет открыт его музей. Наверное, под силу всем миром сохранить и родовое гнездо Вячеслава Михайловича. Нужно только бросить клич! И отзовутся люди, найдутся средства, как это бывало при жизни Клыкова почти со всеми его воистину выстраданными памятниками.

И тогда возведенный им храм Покрова Богородицы не останется стоять одинокой свечой в голой, поросшей густою травою степи. Ведь он строил его с крепкой верой, что их древнее село всё-таки возродится, как возродится из «мерзости запустения» и вся наша униженная поруганная Родина.

Глеб Яковенко, учитель истории

http://www.voskres.ru/articles/yakovenko1.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Глеб Яковенко
Он песнями сражался за Россию
Светлой памяти Игоря Талькова
23.10.2018
Все статьи Глеб Яковенко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 20:45
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 19:31
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
14.01.2025 18:04
Секта головинцев живёт и здравствует
Новый комментарий от Алекс
14.01.2025 17:35
«У Бориса Якеменко, мягко выразимся, лицо в пуху»
Новый комментарий от Человек
14.01.2025 16:07
Сверхимперия зла
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 16:06
«Переговоры по Украине должны вестись между Россией и США»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
14.01.2025 16:02