Не секрет, что ещё начиная с поисков места для своего памятника Святославу Храброму, Вячеслав Михайлович Клыков столкнулся с каким-то невероятным противоборством. Разрешение на его установку не дали ни Астрахань, ни Волгоград, ни другие южные регионы. Но Вячеслав Михайлович не сдавался, ведь на своём творческом пути ему пришлось самоотверженно отстаивать многие свои так называемые «крамольные» работы. Так, в 1987 году арестовывали его памятник преподобному Сергию Радонежскому, в 1997-м взрывали монумент Государя Николая II в селе Тайнинском под Москвой и памятник Царю мученику в Подольске. Но, несмотря на всевозможные преграды, сегодня по России и Европе можно составить целый путеводитель по скульптурным работам В. М. Клыкова. Знаменитая Звонница на Прохоровском поле, часовня у Прощёного колодца на Куликовом. Памятники Владимиру Крестителю в Белгороде и Александру Невскому в Курске, Илье Муромцу в Муроме и княгине Ольге в Пскове, Николаю Рубцову на Вологодчине и Василию Шукшину на Алтае, Кириллу и Мефодию в Москве, Скорбящей матери России в Греции, Николаю Чудотворцу в Италии – да разве всё перечтёшь!
А за памятник Святославу вскоре и вовсе разгорелась целая битва и в печати, и во властных структурах, и даже на уровне религиозных организаций. Определённые церковные и светские чины продолжали ссылаться на то, что сын равноапостольной княгини Ольги и отец равноапостольного князя Владимира сам так и не принял христианства. Но истинная причина всех разных напастей и проволочек была в том, что княжеский конь на памятнике топчет хазарского воина, который пытается прикрыться круглым щитом со звездой Давида. И всё это будто бы «слишком уж откровенно» символизирует победу Руси над иудейской средневековой державой.
– Святослав был совсем не такой, каким его представляют в наших никчёмных учебниках! – утверждал сам Вячеслав Михайлович. – Мол, «он любил сражение ради сражения, на государственные дела не обращал внимания». Святослав-то понимал всю опасность Хазарского каганата! Жил он в то время и видел его дела. Хазария – многовековой международный иудейский центр работорговли, государство, разжиревшее на захватнических войнах и контроле шёлковых путей! А сами хазары просто были на положении рабов, подобно тому, как сейчас русские!
Подобные суждения явно пришлись не по нраву влиятельным еврейским кругам. На скульптора обрушился шквал оскорблений, угроз, обвинений в антисемитизме, ксенофобии и иных пороках современного цивилизованного мира. И многие, вроде бы даже доброжелатели Клыкова, в конечном итоге дрогнули.
– Вячеслав Михайлович, «не стоит дразнить гусей», уберите эту звезду! – настойчиво отговаривали они его.
Но Клыков по-прежнему оставался непреклонен:
– Почему я должен убирать?! Доподлинно известно, что именно Хазарский каганат в то время имел государственную символику в виде шестиконечной звезды Давида… Раскопки на территории Хазарии тому подтверждение. Ну, давайте в угоду кому-нибудь будем опять врать против исторической правды! Я же не выдумывал это,.. почему мы должны теперь перед кем-то ещё извиняться?
Наконец опальный памятник Святославу нашел приют на белгородской земле. Правда, решено было установить его в сотне вёрст от самого Белгорода у врат не так давно поднятого из руин и известного в округе своими меловыми пещерами Холковского монастыря. И вот в конце 2005 года огромный, в шесть с половиной метров, памятник из бронзы доставили к месту чуть ли не в полной секретности. А ту самую злосчастную звезду, рассказывал Вячеслав Михайлович, вынуждены были прикрыть фольгой, чтобы не бросалась в глаза. Зато когда памятник всё же подняли на холм, один из тех, кто помогал перевозить его, отошёл в сторону и с гордостью в порыве произнёс:
– Вот так стояла Русская Земля и стоять будет!
Всю последующую зиму и весну многие с нетерпением ждали официального открытия памятника. Но водворилась какая-то тревожная тишина. А 2 июня 2006 года всех ошеломила нежданная разящая весть: Вячеслава Михайловича не стало...
Тысячи будто осиротелых в одночасье людей на отпевании в московском Сретенском монастыре, долгое, полное неутешной скорби прощание. Вереница машин, устремившаяся вслед за гробом сквозь Московскую, Тульскую, Орловскую, Курскую область, и на следующий день похороны в селе Мармыжи – на родине В. М. Клыкова.
Памятник Святославу был открыт на сороковой день после преставления Вячеслава Михайловича. Скромно, довольно узким кругом.
Если сегодня кто-то надумает побывать в этом тихом уголке некогда грозных белгородских засечных рубежей, ещё издали, с дороги, приметит на одном из холмов застывшую фигуру князя на коне. Когда же, наконец, ступени приведут вас к высокому белокаменному постаменту, то взору предстанет величественный Святослав, который грозно занёс свой меч над казалось бы вновь скопившимися полчищами поверженных им единожды хазар.
…Вот уже пять лет, как ушёл от нас Вячеслав Михайлович Клыков. И хочется верить, что доброе имя его не забудется до тех пор, пока стоят на родной земле его памятники и живёт на ней православный русский народ. И ещё хочется верить, что придёт то время, когда памятник Святославу Храброму, открытия которого так и не дождался сам скульптор, люди смогут увидеть именно таким, каким его задумывал и создавал Вячеслав Михайлович Клыков. И, может быть, сам памятник не останется навеки в ссылке в отдаленном монастыре, а встанет в одном из городов на берегу Волги или Дона ближе к тем историческим местам, где Святослав и одержал свои немеркнущие в веках победы над Хазарским каганатом.
Глеб ЯКОВЕНКО,
учитель истории
http://www.rv.ru/content.php3?id=9027