Традиционным, стратегическим объектом для агрессии киевских властей остаётся каноническая Украинская православная церковь Московского Патриархата. Церковь - вековечная линия фронта. Атаки на Церковь, на Патриарха предпринимаются теперь, как известно, и «слева» и «справа»; фронт активизирован. Новыми в этом неблагородном деле являются только углы атаки.
6 июня в СМИ просочилась информация, что киевские власти готовы объявить УПЦ Московского Патриархата «угрозой национальной безопасности», со всеми вытекающими из этого последствиями. По сведениям, посступающим из различных источников, ведомство «кровавого пастора» А. Турчинова - Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) - подготовило уже все необходимые для этого документы. Произойти это может сразу же после дней, на которые запланирован Всеправославный собор на Крите, вне зависимости от того, состоится Собор или нет.
В течение всего мая в антицерковных русофобских кругах слышалась возня. На исходе этого месяца «вдруг» напомнили о себе два известных общественных деятеля (имя им легион) - бывший главный писатель Украины и профессиональный русофоб Владимир Яворивский и поборник создания «поместной украинской церкви» митрополит Александр (Драбинко). В этой операции они словно бы призваны сыграть - один роль «плохого полицейского», жёсткого, второй - «доброго», показывающего выход. Буквально так.
Несмотря на очевидную непохожесть - 35-летнюю разницу в возрасте, разницу в опыте и образе жизни, есть у них нечто общее, более того, они словно бы изготовлены, если так можно выразиться, по одному шаблону. Нелишне сказать, что Яворивский захватил власть в Союзе писателей Украины в мутные нулевые, при малопонятных обстоятельствах... В свой час и митрополит Александр получил в УПЦ значительное влияние при таких же сомнительных обстоятельствах - пользуясь болезнью блаженнейшего митрополита Владимира. В. Яворивский обвинялся-подозревался в нехороших вещах: в присвоении немалой писательской собственности, в политическом стукачестве и литературной конъюнктурщине; он надоел всем, и лишился председательства в Союзе писателей и места в Раде. Он жаждет вернуться в большую политику. Митрополит Александр обвинялся-подозревался ни много ни мало в причастности к похищению людей - двух монахинь, в финансовых махинациях, в интриганстве, замечен в доносительстве; снят в УПЦ с высоких должностей. Он жаждет добиться былого влияния. А то и более того! Это вкратце.
Однако деятели деятелями, но миром правят идеи, которые реализуются через инициативы заинтересованных лиц.
Идея разрушить Украинскую православную церковь, отделив её от Московского Патриархата, существует, как известно, давно. И некоторые «успехи» у активистов на этом поприще есть. На Украине благоденствует ряд раскольнических структур разной величины - УПЦ КП (филаретовцы), УАПЦ (самосвяты), есть и другие.
Яворивский, пытаясь «достойно» себя реанимировать, сообщил СМИ, что украинские власти внесли в Верховную Раду законопроект о полном запрете юридической и фактической деятельности Московского Патриархата на территории Украины.
Это - устрашающий манёвр, который по замыслу стратегов, призван посеять панику и вынудить церковные круги искать спасительный выход. Впрочем, сайт Рады сообщения Яворивского не подтверждает. Или пока не подтверждает. Но не исключено, что бывший главный письменник просто решил с подсказки старших товарищей напомнить об апрельском законопроекте № 4511, который называется: «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором». Речь, понятно, идёт о Российской Федерации. Проект закона зарегистрирован в Раде 22.04.2016, и в ней завис. Самое умилительное в этом репрессионном законопроекте - слова о свободе совести: «Этот законопроект дополняет и совершенствует законодательство о свободе совести...» Надо сказать, что Рада как-то странно признала Российскую Федерацию страной-агрессором. Ни Закона о «стране-агрессоре», ни Постановления с такой формулировкой принято не было. Более того, несмотря на всю свою воинственную риторику, Рада даже не денонсировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. И поступила осмотрительно. А что же было? В январе 2015 г. было некое демагогическое обращение Рады к «международным организациям»...
Тем не менее упомянутый апрельский законопроект и майское нетерпеливое напоминание Яворивского - это жесты устрашения. Мол, дамоклов меч висит над УПЦ! Надо заметить, что заявление Яворивского прозвучало в череде других антиправославных заявлений, самым приметным из которых явилось попросту сатанинская передача «Геть Московский Патриархат» львовского телеканала ZIK, которая транслировалась на всю Украину. На ZIK (примечательное название!) прямо звучал призыв «покончить с Украинской православной церковью, как покончили с коммунистами» ибо «пока второй церковью в Украине есть Московский Патриархат, до тех пор Украина будет считаться неотъемлемой частичкой Русского мира».
В свою очередь, митрополит Александр услужливо предлагает выход, указывает, как избежать полного запрета и, следовательно, разгрома. Пострадавший «при злочинний влади Януковича», он решил восстановить свою репутацию, одарив православный мир рецептом преодоления церковного раскола на Украине.
Рецепт «гениально» прост: чтобы вернуть в лоно мирового православия национал-филаретовцев и автокефалов-самосвятов, нужно... разделить УПЦ на русскую и украинскую составляющие!
Драбинко делится соображениями: «Иерархи и общества, которые хотят остаться в составе Московского Патриархата, должны получить такую возможность и сохранить свою нынешнюю юрисдикционную принадлежность...» (Так и хочется сказать: спасибо, отец родной!). Он разъясняет: «Структуры Российской православной церкви существуют во многих европейских странах, а также в США, Канаде, Латинской Америке. Почему же им не существовать в Украине, руководство которой провозглашает свою преданность европейским ценностям? С другой стороны, в Украине есть много (? - О.М.) тех, кто хочет полной канонической независимости Украинской церкви или автокефалии. Не будем же ограничивать права этих иерархов и церковных общин».
Заметим, Драбинко здесь употребил выражение «Российская православная церковь», что можно отнести к «трудностям перевода» в стране, где обучение русскому языку находится под фактическим запретом. Искусственная путаница в словах «русский - российский» приводит к тому, что на Украине уже не видят в них разницы. Например, активно употребляется выражение «российский язык» («російська мова») вместо выражения «русский язык» («руська мова»). Вот и здесь: «Российская православная церковь». Нехорошо получилось: структура с таким названием в мире действительно существует, но никакого отношения к Русской православной церкви она не имеет; это раскольническая структура, не признанная мировым православием, уже даже и расколовшаяся внутри себя. Митрополит Александр, вероятно, всё-таки ведёт речь о Русской православной церкви, которая имеет другое официальное наименование - Московский Патриархат, в состав которого и входит самоуправляемая, с правами широкой автономии Украинская православная церковь. Драбинко таким образом предлагает украинским иерархам и общинам определиться. Кто пожелает - тем он разрешает остаться в Московском Патриархате, но на правах РПЦЗ - самоуправляемой части Русской православной церкви за границей (как в США или Германии). А иные, которые желают «полной канонической независимости Украинской церкви», те соединятся с раскольниками - с филаретовцами и самосвятами, и образуют «каноническую поместную украинскую церковь». Каким образом это может произойти практически - рецепт пока не придуман. Александру Драбинко нужна независимость? Так ведь уже существует независимая УПЦ Киевского патриархата - туда бы ему и дорога! Но он заявляет: «Мы - канонические православные епископы Украины - должны осознать сегодня свою историческую ответственность...». По сути, если отбросить его фальшивый пафос, он хочет воспользоваться ситуацией для разрушения Церкви изнутри. Заметим, что даже и среди «православных националистического толка», - в качестве примера можно вспомнить о черкасском Софронии, - далеко не все горят желанием слиться с «Киевским патриархатом». Софроний как-то писал в интернете: «Решительно выступаю против форсирования процессов объединения в единую поместную украинскую православную церковь... о каком объединении может идти речь, если мы лишаем священника нашей епархии сана - за его разврат... (подробности опускаем. - О.М.), но «господа» из Киевского патриархата без лишних колебаний принимают его в свои объятия, снова дают право служить, вдруг венчают. Он, мол, стал «настоящим патриотом». Можем ли мы объединиться, брататься на таких условиях, где есть вопиющее нарушение церковных канонов, попрание морали?». Действительно, Михаил Денисенко нагрёб к себе в «Киевский патриархат» многих, кто был исторгнут из УПЦ за нарушение канонов. Драбинко это не смущает, как и уголовщина, к которой он, как оказалось, склонен, но это смущает других. Однако главный вопрос не в этом.
Главный вопрос: зачем создавать какие-либо структуры и делить УПЦ, если в существующей Церкви спаслись и стали святыми Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Кукша Одесский и Лука Крымский, тысячи и тысячи, в том числе новомученики?
Цель церковной жизни - спасение души. Или у Драбинко - иная? Разумеется, иная. Ответ на этот вопрос для него и людей его круга: «Україна понад усе!». Вот высший смысл. В этой формуле, заметим, нет места Богу. Очень кстати приходят на память слова Патриарха Кирилла о «предателях в рясах».
Драбинко убрал уже и церковнославянский из «своего» храма, заменив украинским (а ведь из храма и коврик просто так не выкидывают). Иные из его круга уже и Патриарха не поминают, мол, страшно произнести «Московского и всея Руси». Между тем 15-е правило Двукратного собора (861 г.) прямо говорит: «...Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборанго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».
На практике раскол УПЦ по рецепту Драбинко, невзирая на «преданность европейским ценностям», планируется, вероятно, исполнить так. В порядке «государственной инициативы» церковные здания УПЦ будут объявлены собственностью драбинковской структуры, что встретит сопротивление верующих. Власти развернут репрессии. И повторится ситуация, спровоцированная Троцким при организации обновленческого раскола 1920-х...
Примечателен комментарий политолога, эксперта Киевского центра политических исследований и конфликтологии, члена Королевского института международных отношений (Chatham House) Андрея Видишенко: «Киевский патриархат, в отличие от всей полноты Православных церквей мира, не считает Украинскую православную церковь во главе с Митрополитом Онуфрием канонической церковью. А раз так, то УПЦ КП не будет присоединяться к УПЦ, как бы последняя ни изменяла свой статус. Киевский патриархат видит себя в качестве главной базы объединения украинского Православия». Если это так, то посыл Драбинко адресован в пустоту? Ничуть ни бывало! Адресован он нынешним властям, мол, «я весь ваш, дайте команду, возглавлю «поместную», наведите порядок, за мной не заржавеет».
Власти готовятся к проведению репрессий, к «покорению Церкви», вероятно, совершенно не зная евангельского закона: «и врата ада не одолеют её». И слов учителей Церкви: «Грех раскола не смывается даже мученической кровью».
То есть, если даже нынешние раскольники в будущем и пострадают от тех же властей (как пострадали раскольники-обновленцы в 1930-х), не войти им в сонм новомучеников.
Наблюдатели отмечают системность антицерковных выпадов на Украине: «Таких странных заявлений слишком много в последнее время, - говорит Андрей Видишенко, - это говорит о том, что существует идея определенного концепта о спланированной и скоординированной атаке на Украинскую православную церковь».