«О любви», «Кусте сирени» и «Кавказе», или Как говорить со школьниками о семейных ценностях и помочь им найти идеал семьи?

0
946
Время на чтение 12 минут

Разве не страшно, что семиклассник, комментируя содержание учебника по литературе, говорит: «Из нас хотят сделать плутов, мошенников и половых извращенцев»? Видя, как много сейчас несчастных браков, понимаешь, что литература должна прививать детям понятия о семейных ценностях, но что читают наши дети? Предлагаем вашему вниманию текст выступления преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, духовника Центра социальной защиты «Богадельня царевича Алексея», старшего священника и духовника Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы протоиерея Артемия Владимирова на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, которое состоялось 10 марта 2016 г. в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя. Его доклад вызвал большой резонанс в СМИ и привлек внимание общественности к работе Комиссии и к обсуждению вопроса: «ЧТО и КАК читать нашим детям?». На сегодняшний день почти 207240 читателей сайта «Православие.ру» просмотрели статью отца Артемия «Много шума из ничего», написанную им в ответ на нападки журналистов (http://www.pravoslavie.ru/91578.html). Проблема назрела и перезрела! Пора ее решать!

Позаимствовав название у Шекспира, отец Артемий разместил свою лаконичную статью на своем персональном сайте (http://artvladimirov.ru/blog/mnogo-shuma-iz-nichego). Но не меньше пищи для размышлений дают многочисленные комментарии к этой статье на сайте «Православие.ру».

Почему же о. Артемий, окончивший филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, член Союза писателей России, автор книг и брошюр по вопросам педагогики и нравственного богословия, пришел в ужас от того, что в школьную хрестоматию по литературе вошли безупречные с художественной точки зрения произведения Чехова, Куприна и Бунина? Потому что из всего огромного богатства русской классики методисты выбрали произведения, совершенно не подходящие для формирования у школьников идеала семьи. «Ищу идеал», - эти слова одна девочка написала среди своих грехов во время исповеди. Это так поразило отца Артемия, что он заламинировал ее листочек с перечнем грехов. Только вдумайтесь: поиски идеала ребенок считает грехом! А ведь идеал есть! Это счастливая многодетная семья!

В статье «Семья - это колыбель жизни, а не фабрика смерти» (http://sm.cnsr.ru/ru/news/org/Sem_ya_-_eto_kolibel__zhizni__a_ne_fabrika_smerti/) я рассказала о заседании Патриаршей комиссии, посвященном обсуждению актуальных вопросов поддержки и защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации.

В России, где с каждым годом наблюдается колоссальная убыль многодетных семей, необходимо не только поддерживать их, но и создать положительный образ счастливой многодетной семьи. «Нужна пропаганда такой семьи», - сказал протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, недавно отметивший свое 75-летие.

Затем слово дали протоиерею Артемию Владимирову, и в тот момент никто не знал, какой шум будет поднят Mass media по поводу его выступления на тему семейных ценностей. Не разобравшись, выдернув цитаты из контекста, журналисты написали, например, что «РПЦ выступила за запрет классических произведений из школьной программы» (Lenta.Ru), «В РПЦ требуют убрать из школьной программы рассказы Чехова и Бунина» (ТВЦ), «В РПЦ рассказали о вреде рассказов Чехова и Бунина для школьников» (РБК). Подобные заголовки заполонили светские СМИ. Этот шум свидетельствует о том, что назрела необходимость вплотную заняться проблемой отбора литературных произведений для детского и подросткового чтения.

О школьных учебниках по литературе и будущей выставке, посвященной российской семье в ее прошлом, настоящем и будущем

Подняв очень серьезную проблему, протоиерей Артемий Владимиров сказал буквально следующее.

«Я хотел бы продолжить ценную мысль отца Владимира Воробьева о необходимости возродить идеал многодетной семьи, - сказал батюшка. - Если Бог дает много деток, много деток хорошо. В этом учебном году меня как учителя русского языка и литературы пригласили в общеобразовательную школу в восьмой класс побеседовать на тему семьи с учащимися, среди которых было большинство девочек.

Меня попросили оттолкнуться от «Поурочного планирования по литературе» Ольги Ереминой. Ее методическое пособие принято в государственных школах. Я изучил эту хрестоматию, в которую входит три рассказа наших классиков: «О любви» Чехова, «Куст сирени» Куприна и «Кавказ» Бунина.

Когда-то я, может быть, и прочитывал эти рассказы, но тут в очередной раз ужаснулся. Ужаснулся тому, что методисты выбрали из наследия наших корифеев классической литературы что-то совершенно неподходящее для понимания семьи, формирования идеала семьи, потому что все эти рассказы - это три тротиловых эквивалента. Они все разные, художественно безупречны, но везде воспевается свободная любовь, которая вступает в противоречие с семейным идеалом. В одном случае обманутый муж убивает себя. В другом случае семья распадается. В третьем адюльтер заканчивается ничем. Безусловно, эти яркие художественные образы просто являются миной замедленного действия для наших нежных подростков, ищущих этот идеал, начавших тосковать по нему.

Как скромный приходской пастырь я вижу сейчас, что наши нравственные, образованные девушки как будущие супруги остаются без пары не потому, что нет молодых людей, а потому, что в мозгах, в голове «царя нет». У молодых людей супружеский идеал подменен авантюрой поиска сомнительных приключений. И часто убеждаешься, насколько современные молодые люди - это инопланетные существа. Когда представители послевоенного поколения, поколения наших родителей признавались в любви своей избраннице, говоря: «Я вас люблю», они всегда ставили запятую и добавляли: «Прошу Вас быть моей женой. Не откажите мне в моем признании».

И в этом смысле Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства должна бы обратиться в Департамент образования с предложением внести в школьные пособия, учебники те произведения литературы, которые могут убедительно формировать наш семейный идеал, ведь в нашей литературе и истории достаточно ярких позитивных примеров идеала семьи. Каким-то образом нужно воздействовать на Департамент образования, чтобы он не подменял одно другим, делая это непорядочно. И с методической, и профессиональной, и с педагогической точки зрения это преступно.

Хочется еще добавить о замечательном успехе, который имели в Манеже эпохальные выставки «Рюриковичи», «Романовы», «Драматичный ХХ век» (имеется в виду выставка «Моя история XX век. 1914-1945. От великих потрясений к Великой победе»), освященные Патриархом в присутствии президента России. Что, если помечтать и спланировать подобную выставку, посвященную тому, о чем мы сегодня говорим, - отцовству, материнству, российской семье в ее прошлом, настоящем и грядущем? Вот такой проект в 3D или 4D, разумеется, с помощью государства и церковных консультантов... Ведь какое колоссальное значение это имело бы, судя по популярности предыдущих замечательных проектов геополитического характера, во многом восстанавливающих целостное восприятие истории и православной культуры нашей страны! И, безусловно, священники, родители и педагоги, воспитатели - все мы должны озаботиться тем, чтобы этот идеал иметь у себя в сердце, и на устах, и в мыслях. Потому, что это работа кропотливая, ежедневная. Это трудничество, без которого никаких позитивных схем и диаграмм у нас не получится.

И в заключение вспоминаю, как в прошлом году я перед Пасхой исповедовал в одной школе детей. Стояла девочка, сжимая в одной руке промокашку, на которой дети очень четко, по пунктам пишут свои грехи. И первый грех - это обычно непослушание или осуждение. Но я обратил внимание на грех под номером четыре. Он меня настолько поразил, что я эту бумажку сохранил и, вырезав пункт номер четыре, заламинировал. На промокашке было написано: «Ищу идеал». Я просто дрогнул, потому что, в чем, собственно, грех? Искать идеал - это прекрасно. Дело в том, что ребенок его еще не нашел. Поможем ему найти этот идеал».

Русская классика - «секспросвет» XIX века?

Возможно, стоит прислушаться к предложению отца Артемия организовать в Манеже выставку, посвященную семье. Мы видели, сколько детей и молодежи посетили названные выше выставки, которые действительно имели колоссальное значение для целостного восприятия истории России.

Что касается трех произведений, перечисленных отцом Артемием Владимировым, то их можно обсуждать не со школьниками, а со студентами. Об этом, например, пишут читатели сайта «Православие.ру» в комментариях к статье «Много шума из ничего». Вот некоторые из них.

«Да Чехов, Бунин и вся их компания - это просто "секспросвет" из 19 века! А как же нам в школе промывали мозги со всеми этими "Гранатовыми браслетами" и прочим! Мы еще читали в 11 классе "Яму" Куприна, вот уж где семейные ценности "воспеваются"! Если детям на уроке литературы на таких примерах рассказывают, что такое любовь между мужчиной и женщиной, не стоит удивляться, что дети теряют невинность уже в 13-14 лет, а семью предпочитают не создавать вовсе. Я вообще переживать не буду, если мои дети не будут читать эти продукты творчества душевнобольных людей, включая Л.Н. Толстого: "Сказал безумец в сердце своем - нет Бога". Как будто почитать больше нечего».

«Восьмиклассникам это категорически РАНО. Мой 15-летний ребёнок СМУЩАЕТСЯ, даже сами слова "любовник" и "любовница" не получается выговорить. И это НОРМАЛЬНАЯ ситуация. А вот если бы восьмиклассники запросто спорили с учителем, хорошо или плохо изменять мужу, стоило ли стреляться из-за неверной жены и т.д., вот тогда был бы караул. То, что современные дети знают гораздо больше, чем им положено, не отменяет тот факт, что они ДЕТИ. Знать-то они знают, НО НЕ ПОНИМАЮТ. Господь закрывает их "внутренние глаза" до поры до времени, я это вижу по своим детям и их друзьям. И не нужно искусственно активировать эту тематику в их душах! Включение этих рассказов в школьную программу я считаю самым настоящим развращением детей. Благодарю за комментарии».

«Вообще, насколько я знакома с творчеством Бунина, он гениальный писатель, который писал очень христианские рассказы. А вспомните "Митину любовь", а "Чистый понедельник" - когда читала, вспоминала своё паломничество в Москву, мы ведь ходили по этим местам. Нет, виноват не автор, и рассказ "Кавказ" можно прочитать по-христиански, вопрос в том, кто и как трактует. Через литературу или в жизни ребята столкнуться с такой любовью - идолом, толкающим человека на суицид. Очень хотелось открыть проект - библейский взгляд на литературу, разбор произведений с точки зрения Евангелия, там ведь столько можно открыть, столько глубины и интересных деталей можно накопать. Взять хотя бы проект "Библейский сюжет", сколько классных роликов они сняли. И о. Артемий Владимиров мог бы поспособствовать этому как учитель словесности».

«О. Артемий должен был об этом сказать 20 лет назад, упущено целое поколение... конечно, нужны примеры романтичной любви, чистой, когда сердцу становится светло... когда у мальчиков и девочек формируется семейный идеал. Вы правы! Спаси Вас Господь и за мастер-класс в МПГУ со студентами по теме "Русский учитель в контексте православной культуры". Хорошо бы такое общение провести с работниками Министерства образования и училками... тогда они стали бы Учителями, которые не дадут вместо "яйца камень, вместо рыбы - змею"».

Скажу честно: проработав в харьковской школе учителем русского языка и литературы меньше года, я сбежала оттуда в Харьковский университет, выбрав научную стезю. И с тех пор, как моя дочь окончила школу, ни разу не заглядывала в школьные учебники, хрестоматии и методические пособия. Поэтому лишь от отца Артемия Владимирова узнала о том, что в «Поурочном планировании литературы» О.А. Ереминой учителям предлагается рассуждать со школьниками на тему любви, «лодка» которой разбивается о «пошлость, серые будни и мещанство».

«Участники любовных интриг так и не сумели до конца отдаться «свободному чувству», будучи, очевидно, связаны нормами христианской морали, господствовавшими в дореволюционной России. По мысли госпожи Ереминой, и, кажется, наших классиков, должно без всякого сомнения жертвовать семьей и детьми ради блудного сожительства, именуемого ими «подлинной любовью», «настоящим, прекрасным чувством», - пишет отец Артемий. - Поделившись своими впечатлениями о разговоре с детьми, я предложил комиссии выразить ОЗАБОЧЕННОСТЬ в связи с методическими установками такого рода школьных пособий и предложить Департаменту образования ТЩАТЕЛЬНЕЕ ПОДБИРАТЬ литературные произведения для изучения подрастающим поколением. Классика должна помогать учителю СОЗИДАТЬ семейный идеал, а не разрушать его - при содействии сомнительных методичек и бездумного подхода «специалистов» к вопросам морали и нравственности. «Много шума из ничего» - гениальное произведение Вильяма Шекспира, название которого вполне характеризует освещение главными порталами Mass media работы Патриаршей комиссии по семье и материнству».

Филологи о семье и браке

В романе Ф.М. Достоевского «Подросток» есть слова «Из подростков создаются поколения». Это поколения будущих женихов и невест, мужей и жен, отцов и матерей. И то, какими они станут, зависит от того, в каких семьях они растут, что видят в жизни и на экране, что читают.

В последние годы тема семьи и семейных ценностей волнует все наше общество - от Президента России до общественных деятелей, представителей Русской Православной Церкви и ученых самых разных специальностей. Не остались в стороне и филологи.

На сайте Фонда Достоевского (http://www.dostoevsky-fund.ru/) перечислены темы, которые обсудят 17-20 апреля 2016 года в подмосковном пансионате «Сосны» (Управление делами Президента РФ). Здесь состоится второй этап VI Международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте». На пленарных и секционных заседаниях и круглых столах форума рассмотрят следующие проблемы:

«Институт семьи в классической и современной литературе: эволюция или деградация?», «Образ женщины в отечественной поэзии и прозе», «Развод как ментальная драма: литературный взгляд с Запада и Востока», «Ты женщина, и этим ты права...»: женская доля в русской поэзии XIX-XX веков», «Жена в России больше, чем жена. Институт брака в творческой судьбе писателя», «Женщины-писатели: имеет ли творчество гендерные отличия», «Литература как предмет», «Место литературы в системе среднего и высшего образования. Женщина-педагог», «Художественный опыт советской цивилизации», «Литература и кино: экранизации Достоевского».

Хорошо было бы обсудить и на этом форуме, и на форумах, проводимых в рамках программы «Святость материнства», то, какие произведения отечественной и зарубежной литературы способны помочь школьному учителю найти правильный тон в разговоре с учениками о любви, влюбленности, семье и браке, об отцах и детях, об идеале счастливой многодетной семьи...

Можно было бы пригласить на эти форумы и таких священнослужителей, как протоиерей Артемий Владимиров или архимандрит Симеон (Томачинский), ректор Курской духовной семинарии, кандидат филологических наук, автор книги «Мягкая сила культуры» (в книгу вошли его работы, опубликованные в интернет-изданиях «Богослов.ру», «Православие.ру», «Правмир», «Прихожанин», «Татьянин день» и в газете «Культура»). Книга помогает увидеть причины востребованности русской культуры, познакомиться с основами культурного пространства, в котором мы находимся и которое должны охранять, в том числе при разговоре о семейных ценностях.

Но за разговором о том, ЧТО и КАК читать вместе со школьниками о семейных ценностях, должно последовать дело: ученые и общественные деятели могли бы предложить свои рекомендации Министерству образования, обсудив их на форумах, посвященных проблемам семьи.

В ходе развернувшийся вокруг доклада о. Артемия дискуссии было высказано мнение, что он мог бы поспособствовать открытию проекта «Библейский взгляд на литературу», имеющего целью разбор произведений с точки зрения Евангелия. Но филологическая наука давно разрабатывает эту тему. Но знают ли об этом школьные учителя?

Есть надежда, что недавно созданное Общество русской словесности под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла окажет положительное влияние на школьную образовательную систему в России, особенно в вопросах преподавания русского языка и литературы, чтобы, и тогда, говоря словами отца Артемия Владимирова, мы сможем помочь детям «найти идеал».

Ирина Ахундова

http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/O_lyubvi__Kuste_sireni_i_Kavkaze__ili_Kak_govorit__so_shkol_nikami_o_semejnih_tcennostyah_i_pomoch__im_najti_ideal_sem_i_/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ахундова
Три правила преподобномученицы Елисаветы
Беседа с Еленой Крыловой, директором Музея истории общин сестер милосердия
02.11.2023
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия
15.10.2023
Россия была, есть и будет под Покровом Пресвятой Богородицы – Непобедимой Воеводы
Интервью с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко
18.09.2023
«Судьба царя – судьба России…»
В Санкт-Петербурге откроется фотовыставка «Царский венец»
15.09.2023
«Царский Венец»
В историческом районе города Гатчина Мариенбурге открылась фотовыставка
25.08.2023
Все статьи Ирина Ахундова
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52