Самые светлые, самые добрые наши планы могут быть внезапно разрушены несчастным событием. Самая большая духовная потребность - та, от удовлетворения которой зависит, кажется, вся жизнь - может остаться неудовлетворенной. Самые искренние наши молитвы - и не о себе, а о тех, кого мы любим! - подчас не сбываются...
И вроде бы отдаешь себе отчет в том, что это не самое страшное, что не такое еще в жизни бывает, но все равно не избежать мучительных вопросов: почему же так?.. Почему Господь не помог доброму делу, почему не сотворил незаметного, неотличимого от обычной нашей реальности чуда?.. Ведь мы так искренне просили Его об этом...
Вера Евтухова, знакомый уже нашим читателям автор из Крыма, делится своим опытом - трудным (учитывая ее особые личные обстоятельства), горьким, но тем более ценным не для нее одной, а для всех нас.
Я долго думала о том, стоит ли вообще рассказывать эту историю, которая никак не вписывается в череду радостных фотоотчетов паломников, побывавших на Святой Земле. Однако духовника надо слушаться. Духовник сказал - пиши. Что ж, пусть мир узнает и о моей поездке в Израиль. А выводы... они у каждого свои. Я свои сделала.
Собраться в эту страну меня заставило состояние моего здоровья: мне нужно было срочно узнать свой диагноз, что в тогдашней Украине оказалось невозможным. Виза в Израиль, как известно, не нужна, авиарейсы из Крыма летали прямые - для меня, проводящей свою жизнь в инвалидной коляске, это представлялось очень удобным. Но это с одной стороны. Вторая сторона - финансовая - была не столь радужна. Стоимость обследования и диагностики в откликнувшейся на мой запрос клинике в Тель-Авиве вместе с проживанием в отеле составила 15 тысяч долларов! Это, конечно, очень смутило, но я не стала отменять свой план. И, получив благословение духовника, подала просьбу на сайт одного из благотворительных фондов. Приглашение из Израиля было уже получено, до поездки оставался всего ничего - месяц, а денег не было совсем...
Когда до вылета оставалось десять дней, а надежда уже почти испарилась, мне позвонил представитель некоей организации из России; организация предпочитала остаться анонимной. И на следующий день вся сумма была переведена на счет тель-авивской клиники! Счастью моему не было предела! Но, едва успев закричать «Ура!», я тут же опомнилась: а где взять деньги на билет туда-обратно?!
Но, истинно, если Бог открывает путь, то все препятствия сами уходят. Через какое-то время из средств, которые собирал для меня фонд, я получила недостающую сумму. И вот, возблагодарив Господа, благополучно вылетела в ТельАвив, где меня уже ждали.
Я летела и думала: как все просто и легко, если Бог помогает! Всегда хотела побывать на Святой Земле - и вот Он дает мне такую возможность! Два в одном: и диагностику пройду, и к святыням прикоснусь. Настроение было приподнятое, радостное. Хотелось любить весь мир, и молиться, и без конца благодарить Господа. Подлетая уже к БенГуриону, я почти со слезами думала: вот, Господи, я лечу к Тебе, скоро увижу Тебя на Твоей земле! Это был колоссальный подъем веры и ободрения. Мне не верилось даже, что все это происходит именно со мной...
Но на месте всё вышло не так, как я предполагала.
После прилета меня сразу же начали обследовать по полной программе. Без продыха: поскольку стоимость проживания в отеле с условиями для колясочников оказалась немалой, всё нужно было успеть за неделю.
...За четыре дня все прошла. Получила рекомендации. Была очень довольна. Теперь можно было всерьез подумать о паломничестве к святым местам.
Тем более что Господь послал мне Марину.
Она родом из Саратова, а в Израиле живет уже два десятка лет, вырастила там двоих детей. Появление Марины в моей жизни иначе как чудом назвать нельзя! Когда, находясь еще дома, я написала в соцсети пост о предстоящей мне поездке, одна из моих подруг, живущая именно в Саратове и знающая Марину с юности, откликнулась: «Вера, да как же вы там будете одна? Мало ли что! Нет, вам нужен кто-то, кто встретит вас в Израиле и, главное, поможет добраться от ТельАвива до Иерусалима. Поищу-ка я среди моих израильских друзей для вас ангела-хранителя». Хранитель нашелся очень быстро: достаточно было этой моей подруге связаться с Мариной, как та отрезала все иные пути: «Я сама все для Веры сделаю, больше не ищи никого». Вот так поступил совершенно незнакомый человек... Марина не только встретила меня в ТельАвиве, но и угостила в кафе вкусной пастой с грибами, а затем стала связующим звеном между мною и моей мамой: регулярно звонила из Израиля в Крым за собственный счет и рассказывала маме мои новости. И навещала меня до самого моего отъезда. А главное - просто подарила 300 долларов на поездку на такси в Иерусалим, ко Гробу Господню. И при всем этом категорически пресекала все попытки поблагодарить - как с моей стороны, так и со стороны своей старой саратовской знакомой: «Да прекратите вы, что вы на самом деле?! Разве вы сами так бы не сделали?»
Поездка в Святой град была намечена на пятницу, а в понедельник я должна была уже возвращаться домой. Накануне я прошла очередной сеанс физиотерапии на шейном отделе. Поужинала, почитала Евангелие и легла спать, предвкушая поездку...
Утро все перечеркнуло напрочь. На рассвете я проснулась от сильнейшего головокружения. Все бежало по кругу, меня сильно тошнило, я не могла даже головы поднять от подушки, а не то что сесть. Я запаниковала. Да, головокружения у меня не раз бывали и раньше, но не в такой умопомрачительной форме.
Появился страх смерти. А еще мысль: неужели это лукавый так беспощадно расправляется со мной, зная, куда именно я хочу поехать? Что ж, тогда он безоговорочно победил. Положил меня в прямом смысле на лопатки. Все верно, я наказана за то, что не паломницей поехала на Святую Землю, а - то самое «два в одном»: заодно и подлечиться... Слукавила. Сама виновата теперь! По делам своим и приемлю. Да-да. Вне сомнений.
От этой мысли мне стало еще хуже. Я взмолилась Господу, а потом кое-как дотянулась до телефона и вызвала сотрудника отеля в номер. Попросила его померить мне давление, оно оказалось в меру повышенным. Потом я позвонила врачу, он пришел, провел какие-то тесты, дал для ношения воротник Шанца, чтобы обеспечить неподвижность шеи, и таблетки. А потом меня перевели в медицинский отель. Режим мне был предписан один - спать в воротнике, соблюдать покой и ждать. Как потом оказалось, приступ этот был вызван передозировкой токов при физиотерапии. Не опасно для жизни, но постельный режим обеспечен. Поездка сорвалась.
Я надеялась все же выкарабкаться в Иерусалим до отлета домой. Но прошло у меня всё только к отлету. День в день. А вот незадолго до этого, когда я стенала в размышлениях о своем горьком невезении и искала, подобно друзьям Иова, возможные причины такой неблагосклонности небес ко мне, что-то вдруг подсказало: да ведь Господь и так уже явил чудо, сделав возможной совершенно невозможную мою поездку в Израиль, послав мне помощь! А я-то, по маловерию своему, в уныние кинулась! Забыла, как учил воспринимать все происходящее с нами преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было».
Как я могла так беспечно оступиться, ведь вроде не неофит уже. Но, видно, опыт духовный, даже самый малый, копится раз за разом, и духовное состояние наше никогда не бывает окончательным. И рост наш не знает отпусков и больничных листов. И можно очень здорово поскользнуться там, где недавно еще, как тебе казалось, проходил успешно и без потерь.
Но мы, наверное, не умеем это учитывать, поэтому всё, что мы думаем о себе - это либо похвальба, либо самобичевание и уныние. Из крайности в крайность: или я уже достиг вершины, или пропал навеки. Как-то не выходит у нас - взглянуть на себя здраво. Для того чтобы это сделать, мы должны непременно вляпаться в очередную череду ошибок и неурядиц. Вот об этом я и размышляла, закованная в воротник Шанца.
Диалог с собой длился очень долго. До тех пор, пока я не услышала в себе тихий мягкий голос, сказавший прямо в сердце: «Ты ведь здесь на Моей земле, здесь все в Моем ведении, так же как и везде. Не бойся, Я всегда рядом. Я не только там, где Меня распяли и где Я воскрес, Я и здесь, возле твоей кровати».
Не знаю, что это было... Может быть, просто моя собственная мысль, к Которой Господь помог прийти? Но это меня очень ободрило, и я вспомнила слова одного из наших оптинских старцев о том, что в «келии может быть тебе и Афон, и Иерусалим». Иными словами, паломничество можно совершить, из дома не выходя. Бог - повсюду, Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8). Благодать не распространяется в пространстве подобно освежителю воздуха. А сам ты находишься там, где ты и должен быть! Пусть даже это и одр болезни. Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20) - теперь эти слова для меня ожили до их буквального смысла. Ведь они воскресили меня, избавив от маловерия... Но это произошло уже при вылете моем со Святой Земли, к святыням которой я так и не смогла прикоснуться физически.
Газета «Православная вера» № 15 (563)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ne-dobravshis-do-groba-gospodnya