О хлебе небесном и насущном

Человек с ограниченными возможностями... Мы довольно часто слышим это словосочетание, призванное тактично заменить жесткое, как приговор, слово «инвалид» и тем самым смягчить восприятие ситуации. Но ситуация нисколько не смягчается от этого, на самом деле. Она остается жесткой, какими бы словами мы ее ни отображали.

В одной из опубликованных ранее рассказов Веры Евтуховой есть такое самонаблюдение: сначала тебя преследует вопрос «За что?», а потом он заменяется другим вопросом: «Для чего?».

Для чего они бывают ограничены, наши возможности? Для того, чтобы мы открыли для себя возможности иного порядка. И не только физической инвалидности это касается, конечно - мы все страдаем от тех или иных ограничителей, а иногда нам кажется, что все перекрыто, и мы в ловушке, в тупике. Но для чего нам даны наши тупики? Для того, чтобы мы научились ходить по вертикали.

Вера Евтухова - человек, который целенаправленно и терпеливо учится именно этому - жизни поверх барьеров. И помогает учиться нам.

Три года назад, в апреле, мы со знакомыми посетили Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь, расположенный на склоне горы Каратау. Места там очень красивые, сама обитель находится высоко, к ней ведет длинная извилистая дорога. У Параскевиевского монастыря очень интересная история, а целебный источник Чограк-Саглык-Су близ него издревле почитался и христианами, и мусульманами.

Мы приехали на утреннюю службу, а затем все остальные паломники, в том числе и мои знакомые, пошли окунуться в источник. С ними я пойти не смогла ввиду дальности расстояния и гористой местности. А потому решила просто сама проехать по доступным мне местам. Накрапывал холодный дождик. Небо заволокло тучами. Радость, воцарившаяся было в душе после службы, как-то сама собой стала улетучиваться, сменяясь чувством вселенского одиночества. Чтобы помочь себе, я решила вновь вернуться в храм и помолиться в тишине перед иконами. Внутри было всего человек пять. Купила свечу, прочла про себя молитву, начало вновь на сердце потихоньку теплеть. Примерно через час, выезжая из храма, услышала бодрый голос одной из паломниц: «В ларьке сейчас свежий хлеб будут продавать, а он здесь такой вкусный! Успеть бы купить».

Услышав эту новость, паломники двинулись к небольшому ларечку. Я тоже решила не упускать шанса. Но пока я добралась до ларька, там образовалась уже внушительная очередь. По лицам было видно, что без очереди никто не пройдет. Смирившись с этим фактом, я отъехала немного в сторону... и снова загрустила. Везде я успеваю последней. Калека, что тут сказать. Саможалость больно хлестнула по сердцу, глаза предательски увлажнились. Как же несправедливо все на земле, думалось мне. Мало того, что с детства не хожу, так еще и никуда толком попасть не могу, ну нет у нас еще безбарьерной среды для колясочников. Никогда мне не окунуться в святые источники, не пройтись леском к ним, никогда, никогда...

Круг уныния встал вокруг моей коляски и прочно отгородил меня от радости. От ощущения богоприсутствия. Мне казалось, что Он меня забыл. В реальность меня вернул голос монахини из ларька, она передавала мне хлеб через людей. С благодарностью приняв его, вернее, купив, я сразу же решила проехаться по парку монастыря и где-нибудь в уголке попробовать такой свежий и горячий хлеб. Был уже полдень, а мы приехали натощак. Парковая аллея привела меня к еще одному храму. Немного постояв возле него, я решила продолжить свой путь. И тут краем глаза заметила старичка с костылем. Он был одет как бомж, точнее, практически раздет. Сидел прямо на асфальте, возле него стояла кружка для милостыни. Просил молча, как бы стыдясь своего положения. Тут как раз заморосил дождь... Ему же холодно и голодно, подумалось мне. И вдруг стало так противно за свое нытье. За то, что я так хочу - не какого-нибудь, а именно свежего, горячего и особенно вкусного хлеба, тогда как у этого нищего никакого хлеба нет вообще! Я поняла, что могу и должна сделать, и направилась прямо к нему. В конце концов, не умру от голода.

Никогда не забуду серых глаз этого старика, увлажнившихся от радости. Он нуждался именно в хлебе насущном. Господь подал ему через меня, испытав меня на милосердие в минуты собственного голода. Спросив его имя, я пообещала молиться за него. И продолжила свой путь. Уже без хлеба. А в голове уже застучали молоточки, спазм начал подкатывать к желудку.

Для передышки остановила свои колеса снова возле храма. И стала молиться, но молитва как-то не пошла. Опять эта серая дождливая погода, уныние, богооставленность. И вдруг что-то теплое и пушистое прыгнуло мне на колени. О, да это монастырский кот - такой кругленький, ласковый. Лапки решил свои погреть у меня на руках. Кот с интересом посмотрел на меня, а потом заурчал свою песенку. И мне стало намного теплее. И тут я почувствовала какой-то зигзаг молнии в сердце, движение мысли, что Господь ведь повсюду, а не только там, на источниках. Он везде, где Его призывают. Он и там, и тут. Он и в сердце стучит, и за руку ведет. Как я могла забыть об этом! Господь позаботился о нищем, о коте, а значит, и обо мне! Просто я еще не вместила этого.

В сердце пришла тихая радость. Дождь вообще прекратился. А вскоре вернулись и уставшие паломники, наперебой рассказывая о том, как все чудесно было на источниках. Кто-то мне сказал: «Жаль, что вас с нами не было!». Но впервые в жизни я смогла четко и убежденно ответить, самим сердцем, что у меня встреча с Господом была назначена именно здесь, и мы встретились. Чувство голода куда-то ушло. Ведь пришло что-то более важное, очень насущное для души. Да, я не попробовала земного хлеба, но вкусила небесного.

Мы покидали монастырь. И, уже выходя за ограду, я увидела монахиню, несущую хлеб и фрукты в трапезную. Поравнявшись со мной, она вдруг остановилась и подала мне теплую еще буханку и фрукты вдобавок. Господь никогда не покидает нас. Всегда, прежде взыскуя небесного хлеба, мы обретаем и насущный.

Фото Инны Стромиловой

Журнал «Православие и современность» № 26 (42)

Вера Евтухова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-o-hlebe-nebesnom

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Вера Евтухова:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Жириновский и Кремль: вечные партнеры
Новый комментарий от Ортодоксос
13.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019