Апокалипсис реален, или Как повлиять на судьбу человечества

О главном мериле ответственности - митрополит Антоний (Паканич)

0
381
Время на чтение 6 минут

- Владыко, одна из важнейших проблем современности - проблема ответственности: за свои поступки, слова, мысли... Почему люди боятся слова «ответственность»?

- Для нашего поколения понятие ответственности, к сожалению, потеряло прежний смысл и значение. Мир внушает молодым людям легкое правило счастливой жизни: «Вы никому ничего не должны». Проблемы в учебе, на работе, в семье? Решение простое - игнорируй все и живи для себя. Американские психологи даже вывели теорию, помогающую добиться успеха и внутреннего спокойствия. Этакий полезный совет - «лайфхак», ключ к решению психологических проблем при различных жизненных неприятностях. Теория сводится к тому, что, принимая то или иное решение в жизни, нельзя оглядываться на других. Постоянное ориентирование на мнение окружающих, кто бы это ни был - родители, учителя, друзья, родственники - обозначено как «комплекс мамонта». То есть это некий атавизм, оставшийся на подсознательном уровне с тех доисторических времен, когда от одобрения или порицания племени зависела жизнь человека. И вот каждый раз, когда ты выбираешь одежду по принципу одобрения окружающих, или переживаешь из-за неудачи, или институт после школы выбираешь согласно предпочтениям родителей - ты кормишь своего внутреннего «мамонта», который вырастает до огромных размеров и всю жизнь давит на твое самосознание.

Нужно признать, что рациональное зерно в этой теории присутствует. Ведь желая угодить другим, человек часто теряет самого себя. Любой жизненный выбор должен основываться только на собственном решении самого человека, а не быть результатом сложившихся обстоятельств или слепым ориентированием на мнение окружающих. С этим связано и чувство ответственности, которую берет на себя человек, когда совершает выбор. В богословии это называется детерминизмом, и святые отцы вполне однозначно говорят, что только тот выбор может считаться свободным, который совершен без причинно-следственных обусловленностей. К тому же постоянное ориентирование на мнение других - это, во-первых, симптом страсти тщеславия, во-вторых - признак духовной незрелости. Но это при условии, что главным ориентиром в своей жизни человек выбирает Христа.

Настораживает в этой теории другое. Под благими намерениями помочь человеку освободить свое «Я» от гнета людей и обстоятельств скрывается идея такого гипертрофированного эгоизма, при котором напрочь отсутствуют понятия ответственности, любви, взаимоуважения. Я уже не говорю о самопожертвовании, которое является центральной идеей евангельской жизни. Единственный критерий всех поступков - «это мое решение, потому что я так хочу, а значит, все остальное можно отмести».

Мы уже видели это в истории под именем нигилизма и знаем, какими разрушительными могут быть его последствия. Все начинается с потери смысла жизни, безверия, отрицания авторитетов и нравственных норм. Как следствие - появляются безразличие, хамство, наглость, озлобленность, апатия, наплевательское отношение, самодовольство и эгоизм. В итоге - внутренняя пустота и желание повергнуть в эту пустоту весь мир. Это не картина апокалипсиса. Это психологический портрет современного среднестатистического подростка. Недавно я читал последнее исследование отечественных психологов, которые прямо заявляют: не требуйте от людей нового поколения выполнения сверхзадач, требующих ответственности и самопожертвования. Если задача кажется тяжелой или невыполнимой, человек из поколения двухтысячных просто все бросает и переключается на поиск других вариантов самореализации. Поэтому психологи советуют для таких людей вместо глобальных определять исключительно локальные задачи с эффектом быстрого результата.

Причина этому двоякая - во-первых, действует симптом постсоветского общества, когда дети видят, что деды и родители отдавали все свои силы и якобы взамен ничего не получили. Во-вторых, часто сами родители внушают своим чадам: «Не напрягайся». Результат такого воспитания, когда все проблемы в школе, институте и вообще по жизни решаются родителями, проецируется в дальнейшем на профессиональные качества. Человек не способен к жертвенному служению, он не видит в нем смысла. Объяснить такому человеку, что такое ответственность, фактически невозможно, ведь на первое место выходит шкурный интерес.

К сожалению, ребята, которые приходят учиться в семинарию, также не являются исключением из этого правила. И приходится сталкиваться с необходимостью не только воцерковлять молодых людей, но приучать их к чувству элементарной ответственности. Без этого служение пастыря невозможно.

- Любовь предполагает ответственность, включает в себя это понятие? И что говорит Библия об ответственности и любви?

- Все, что мы получили, придя в этот мир - это результат колоссальной ответственности и жертвенной любви предыдущих поколений. Наши предки построили города, в которых мы живем. Они созидали потенциал страны, часто в ущерб личному комфорту и достатку, жертвенно трудясь, ощущая ответственность за будущие поколения. Ценой собственной жизни наши предшественники сохранили веру православную во времена безбожных гонений, а затем костьми легли под фашистские танки, чтобы их дети жили под мирным и свободным небом. Они совершили подвиг, который был бы невозможен без идеала евангельской любви, о которой сказано, что она сильнее смерти (см. Ин.15:13; 1 Кор. 13:1-8).

Все Писание проникнуто идеей огромной ответственности Творца перед Своим творением и той ответной любви, к которой призван каждый человек. Поэтому на Страшном суде каждый из нас будет держать этот ответ. У великого кинорежиссера Андрея Тарковского есть замечательные слова, которые он произнес в Лондоне, в Сент-Джеймском соборе в 1984 году. Выступая с докладом на тему Апокалипсиса, он сказал: «Духовное состояние человека должно быть таковым, что он постоянно должен ощущать ответственность за свою жизнь... Апокалипсис... это образ человеческой души, наделенной чувством ответственности и обязанностями». Можно добавить, что мерилом этой ответственности является любовь.

- Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность. А что значит ответственность с духовной точки зрения, существует духовная ответственность?

- У замечательного писателя Рэя Брэдбери есть роман «Вино из одуванчиков», в котором проводится мировоззренческая парадигма двух поколений - молодого и уходящего. Пересечение двух, казалось бы, противоположных линий - детского сознания и старческого опыта. С одной стороны героями романа выступают престарелые дамы, которые чувствуют себя замкнутыми в тюрьме старческой немощи, при этом психологически не ощущая возраста. С другой - дети. Они смотрят на мир, в котором нет места старению и умиранию, ведь для них эта реальность еще не наступила. Очевидно осмысление пробуждения сознания жизни и медленного ее увядания.

В одном эпизоде рассказывается, как маленький мальчик, собирая с отцом и братом одуванчики на поле, вдруг ощутил, что он живой. Он осознал себя как бытие, связанное с окружающим миром и людьми. И это осознание наполнило его таким чувством ответственности за свои мысли, чувства, поступки, что он решает вести дневник, в котором будет подробно записывать свою внутреннюю и внешнюю жизнь.

Мне кажется, с духовной точки зрения, осознание себя как бытия, которое в проекции достигает вечности, - это и есть неотъемлемое условие переживания человеком духовной ответственности как творения Божия, получившего дар жизни. В Откровении Иоанна Богослова есть такие слова: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). И еще: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Это значит, что равнодушие, безучастие, безответственность приравниваются к греху, к преступлению перед Творцом.

- Как привить себе чувство ответственности, как научиться ответственности?

- Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком, то я подчиняю себя злому року. Если я приписываю их измене, то я подчиняю их измене. Но если я принимаю всю ответственность на себя, я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. Я могу повлиять на судьбу того, от чего я неотделим. Я - составная часть общности людей». Воспитывать в себе чувство ответственности - значит учиться ощущать себя единым целым с Богом и людьми.

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/apokalipsis-realen-ili-kak-povliyat-na-sudbu-chelovechestva
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич)
Обращение управляющего делами УПЦ к верующим.
Боже, сохрани Церковь Твою в Истине и единстве!
29.07.2023
«Из-за санкций мы меньше любить свою Родину не будем»
Реакция Управделами УПЦ на гонения Церкви
14.12.2022
«Поддаться панике и унынию — сыграть против себя»
Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) о том, что страх ведёт к саморазрушению
11.02.2022
«Важно отслеживать саможаление и убивать его на корню»
Митрополит Антоний (Паканич) о том, как бороться с грехом уныния
30.11.2021
Все статьи Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич)
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06