«Заснёте рабами, проснётесь свободными»

Св. равноап. Косма Этолийский - память 24 августа

0
583
Время на чтение 5 минут

 



Святой Косьма (1715-1779, в миру его звали Констансом) до 20 лет не знал букв и не умел читать. Это и понятно: он родился в глухомани, в крошечной горной деревушке, где не только школы, но и церкви-то не было. Да что там одна деревушка! - вся Этолия в ту пору была безграмотной: Греция под властью турок медленно, но верно дичала. Казалось бы: откуда у юноши появиться жажде знаний? Однако жажда эта была, - и сильная! В двадцать лет он нашёл-таки учителя, выучился читать, а через несколько лет и сам стал деревенским учителем. А в 29 лет поступил в академию на Афоне. А потом... Куда мог пойти учёный грек во второй половине XVIII века? Только в монастырь: в миру ему не дали бы житья турки. И Констанс пошёл в монастырь и принял постриг с именем Косма.

 

И хотя он стал монахом и до конца дней своих свято берёг иноческие обеты, но монастырским насельником он стать никак не мог: натура была не та, призвание он имел другое - не тихая затворническая молитва, а учительство, непрестанное общение с народом. Как наш великий праведник, святитель Феофан Затворник говорил: «Народушку надо учить!..» Вот и монах Косьма ничего так не желал, как учить своих тёмных, безграмотных, забитых, униженных соотечественников. Учить чему? Читать, писать - всему, чему обычно учат в маленьких деревенских школах; но пуще того учить православию, снова и снова напоминать дичающим в неволе грекам о том, что они - Божий народ, что их спасение в следовании заповедям, что они должны постепенно вырваться на волю из-под мусульманского ига. Да, он не боялся проповедовать национальную независимость, он говорил о ней при всяком удобном случае, не меньше, чем об истинах православия, и при том нисколько не боялся турецких властей и речи свои лишь чуть-чуть, самую малость прикрывал эзоповым языком. Так, например, освобождение Греции он называл просто «Желаемое». «Когда свершится Желаемое?..»

Он странствовал по Греции от деревни к деревне, от прихода к приходу и везде говорил о православной вере и о Желаемом. Заходил в храм, начинал проповедь, но вскоре оказывалось, что все желающие послушать Косьму не вмещаются в деревенскую церквушку. И тогда Косьма выходил в поле, втыкал в землю большой деревянный крест, вставал рядом с крестом на скамеечку и начинал говорить перед многосотенной толпой. Говорил он примерно так:

- Это место однажды снова станет ромейским (то есть будет принадлежать свободному греческому государству). Счастлив тот, кто будет жить в этой державе. Свобода придёт снизу, оттуда, где текут воды. Желаемое придёт к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки. Сами вы этого не увидите, ваши внуки или правнуки увидят, как это осуществится. Впереди ещё много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощённым и несчастным.

Это действительно так и случилось: на платане, возле которого он проповедовал, был глубокий свежий рубец от топора; он совершенно затянулся лишь 130 лет спустя, в 1912 году, - именно тогда, когда на эту землю пришла свобода.

Косьма всей душой хотел увидеть Грецию свободной, но понимал, что на своём веку он такого счастья не обретёт. Зато Господь даровал ему дар предвидения: святой не телесными глазами, но духовными очами видел будущее освобождение.

Ведь для чего был ему дан пророческий дар? Для того ли, чтобы похваляться им? - «Мне, дескать, такое открыто, что вам и не снилось! Я будущее провижу, а вы дальше своего носа ничего не различаете!..» В наше время многие именно потому и увлекаются поиском всевозможных пророчеств, что хотят с их помощью возвыситься над собратьями: «Я не вам чета! Я владею информацией о будущем!»

А святой Косьма вовсе не хотел надмеваться. Он стремился своими прозрениями помогать ближним. Хотел облегчить их ожидание, рассеять уныние, вселить в их души бодрость. Хотел давать им полезные советы: «Когда начнётся война, хорошо будет спасаться на этой горе. Эта гора многих укроет, многих от смерти убережёт! Придёт время, и женщина своей прялкой будет прогонять десять турок. Деревни фессалийской равнины подвергнутся разрушению, но зато люди заснут рабами, а проснутся свободными!» И так далее...

Так говорил к народу святой Косьма, стоя под самодельным деревянным крестом. Потом он уходил в другую деревню, а крест оставлял в поле, чтобы на месте новой проповеди поставить новый крест. Эти кресты народ хранил, как великую святыню, - некоторые из них стоят и по сей день.

Но вот что всего поразительнее: как бы ни жаждал Косьма освобождения Греции от турецкого ига, как бы ни призывал свободу, как бы ни проповедовал о превосходстве православия над мусульманством, - а турки не устраивали на него гонений. Больше скажу: они тоже любили Косьму и почитали его, как великого праведника. Это невероятно, но это было. Как такое возможно? Только в том случае, если проповедь его была растворена любовию Христовой, - такой любовью, что даже нехристи её чувствовали и преклонялись перед ней. Сам Косьма говорил:

- Десять тысяч христиан меня любят - и один не очень. Тысяча турок меня любят - один не очень. Тысяча евреев хочет моей смерти - и только один против.

Да, именно так дело и обстояло: греки его любили, и турки перед ним преклонялись, - одни только иудейские торговцы питали к нему жгучую ненависть. Почему? Сейчас называют много разных причин, в том числе и экономическую: Косьма-де мешал бизнесу, требовал от православных прекращения торговли по воскресным дням, добился переноса торгового дня на субботу, - а это, как понимаете, для иудеев было ножом острым. Понимаете вы, думаю, и то, что не только это было причиной ненависти иудеев к Косме. Во всяком случае, именно иудеи написали на Косму донос, по которому святой был осуждён и приговорён к смертной казни.

Это были годы первых серьёзных ударов набирающей мощь России по Османской империи. В доносе Косма Эталийский был назван русским шпионом. Приговор ему был - смертная казнь через повешенье, - что и совершилось. Турецкий правитель той области, где казнили Косму, был в отчаянии: он почитал православного монаха за святого, нередко приходил к нему за советом, - и ничего не смог поделать, чтобы отменить казнь, - не хватило его власти, чтобы противостать воле иудейских торговцев.

Сейчас мощи святого Косьмы поделили между собой афинский Благовещенский собор и Албанский археологический музей, где они лежат наравне с прочими экспонатами. Впрочем, албанские православные (есть и такие!) всё равно относятся к ним как к великой святыне. Нынешний глава Албанской Православной Церкви архиепископ Анастасий говорил: «Мы многим обязаны святому Косме, ведь именно он остановил массовую исламизацию и спас Православие в наших землях от полного уничтожения»...

У нас в России святой равноапостольный Косма Этолийский известен главным образом как великий провидец. Его предсказания о грядущей кончине мира тиражируются, передаются из уст в уста и, как это обычно бывает, обильно перемешиваются со всевозможными домыслами, неверными трактовками, а нередко и прямыми злонамеренными подлогами. Все мы знаем, как часто враги православия спекулируют на неразумном желании простодушных людей узнать будущее... Как теперь определить, где правда, а где подлог в том, что приписывают великому святому?

Одно несомненно: святой Косьма всегда проповедовал национальную независимость; всегда говорил о том, что эта независимость не отделима от православного возрождения; всегда призывал к духовной бдительности; всегда заповедовал народу быть готовым к испытаниям. Если мы будем следовать этому учению, то не погрешим против памяти великого греческого святого равно­апостольного Космы из Этолии.

Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/pspb/n296/ta012.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Анатольевич Бакулин
Кто-то должен шагнуть из окопа первым
Рецензия на книгу Б.А. Орлова «Добро и зло»
04.09.2023
Русский мир – это мы с вами
Слово русского писателя
22.06.2022
Все статьи Алексей Анатольевич Бакулин
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34